Спор Христа и Сатаны: перебранка в структуре древнеанглийского христианского эпоса
Мария Вадимовна Яценко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича
б/н 16 (кафедра Библеистики, MS Teams)
2022-03-17
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Древнеанглийский христианский эпос, Кодекс Юниуса,
древнеанглийская поэма «Бытие», древнеанглийская поэма «Христос и Сатана»,
отпадение Сатаны, искушение Христа в пустыне, перебранка
Тезисы
Древнеанглийский
христианский эпос будет рассмотрен в докладе на примере двух поэм Кодекса
Юниуса (рукопись конца Х века) – «Бытие» и «Христос и Сатана». Оба эти
произведения содержат яркие диалогические эпизоды, посвященные истории
отпадения Сатаны («Бытие») и искушения Христа в пустыне («Христос и Сатана»).
Изучение
речевых эпизодов в древнеанглийском, а также в древневерхненемецком эпосе на
библейские темы не раз привлекало внимание ученых [1; 2], при этом целевая
направленность данных компонентов эпического текста рассматривалась как
неоднозначная. Речи персонажей в древнеанглийском эпосе («Беовульф» и ряд
других поэм) рассматривались как церемониальные, замедляющие повествование [2].
Перелагая евангельские и апокрифические источники, древнеанглийский поэт
заметно расширяет объем и целевую направленность речей героев.
В
докладе будут рассмотрены возникающие в данных речевых эпизода мотивы,
характерные для ситуации перебранки– неотъемлемой части поведения воина перед
боем.
Речи
Сатаны в поэме «Бытие» по сути представляют собой начало «перебранки»: утверждение
собственной значимости и превосходства. Однако они не получают словесного
ответа со стороны Бога. Фактическим ответом является лишь его ниспровержение в
ад.
В
заключительной поэме Кодекса Юниуса «Христос и Сатана» – при всем обилии речевых
эпизодов (диалоги и монологи падших ангелов и грешников в аду) – композиционно
выделенными становятся именно диалоги между Христом и Сатаной во время
искушения в пустыне. Завершает поэму и весь Кодекс речь Христа, обращенная к
Сатане, которую можно расценивать как словесный ответ, «продолжение перебранки».
В отличие от Евангелия от Матфея, в древнеанглийской поэме Христос не только
отвергает предложения Сатаны, но и прямо рассказывает о Своей Божественной
природе. Нарушение хронологической последовательности в композиции частей поэмы
и помещение истории искушения в пустыне после рассказа о сошествии во ад дает
возможность предполагать, что именно завершение «перебранки» и словесный ответ
Христа. манифестирующий его превосходство, были важными смысловыми акцентами и
итогом всей Священной истории в поэтическом изложении англосаксов.
Литература
[1]
Корышев М.В. Речевой эпизод и его прагматическая структура в древнегерманском
библейском эпосе в сопоставительном аспекте (на материале древнесаксонской поэмы
«Хелианд», древневерхненемецкого извода евангельской гармонии Татиана и
Вульгаты). Автореферат дисс. … канд. филол. наук. СПб., 2005. 18 с.
[2] Louviot E. Direct Speech in Beowulf and Other Old
English Narrative Poems. Anglo-Saxon
Studies. Cambridge: Brewer, 2016. 286p.