«Гимна о Пресвятой Богородице» протопопа Аввакума: к истории бытования
Максим Валентинович Кужлев
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
онлайн (188)
2022-03-16
15:00 -
15:15
Ключевые слова, аннотация
протопоп Аввакум; "Гимна о Пресвятой Богородице"; "Книга бесед"; "Житие" протопопа Аввакума; древнерусская литература; археография
Тезисы
«Гимна о Пресвятой Богородице» –
богословско-полемическое сочинение протопопа Аввакума, по своим жанровым и
стилистическим особенностям близкое его «Книге бесед». Сочинение впервые
опубликовано П. С. Смирновым.[1]
Исследование списков «Гимны» было начато профессором Натальей Сергеевной
Демковой (1932–2018) и отражено в одной из последних её работ.[2]
К настоящему моменту
выявлен ряд ранее не учтённых списков.
В докладе будут представлены некоторые новые материалы по истории
бытования текста «Гимны».
Предварительный обзор списков показывает,
что «Гимна» бытовала преимущественно в «конвое» «Книги бесед». Отдельную группу
образуют списки «Гимны» в составе Особого вида первой редакции «Жития» Аввакума
(редакции Б), где «Гимна» включена в предисловную часть «Жития». В исследовании
Н. С. Демковой и Л. В. Титовой убедительно показано, что Особый вид содержит ряд
архетипных чтений и восходит непосредственно к первоначальной редакции «Жития».[3] При этом ни одна из последующих редакций «Жития»
не содержит текста «Гимны» в своей предисловной части (как в особом виде). Н.
С. Демковой было выдвинуто предположение, согласно которому «Гимна» читалась в
протографе первоначальной редакции «Жития», но уже на раннем этапе работы над
текстом была «вынута» Аввакумом из его предисловной части, и отразилась только
в Особом виде первой редакции (редакции Б). [4]
Сопоставление списков Особого вида показывает, что они
восходят к общему протографу. При этом один из списков (Ярославский
музей-заповедник, 121; далее – Яр., 121) находится в сборнике вместе с «Книгой
бесед» и её устойчивым «конвоем». В связи с выводом о преимущественном
бытовании «Гимны» в «конвое» «Книги бесед» необходимо рассмотреть вопрос:
действительно ли включение «Гимны» в предисловную часть «Жития» отражает один
из этапов творческой истории текста, или структура Особого вида отражает
влияние рукописной традиции «Книги бесед»?
[1] Русская
историческая библиотека. Т. XXXIX. Стб. 685–687.
[2] Демкова Н. С., Титова Л. В. Неизданная
переделка XVII в. «Жития» протопопа Аввакума (К истории текста первой редакции)
// Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры
XVII–XXI вв. Новосибирск. 2015. C. 264–320.
[3] Там же. C. 274–275.
[4] Там же. C. 281–282.