50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Гимна о Пресвятой Богородице» протопопа Аввакума: к истории бытования

Максим Валентинович Кужлев
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

онлайн (188)
2022-03-16
15:00 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

протопоп Аввакум; "Гимна о Пресвятой Богородице"; "Книга бесед"; "Житие" протопопа Аввакума; древнерусская литература; археография

Тезисы

«Гимна о Пресвятой Богородице» – богословско-полемическое сочинение протопопа Аввакума, по своим жанровым и стилистическим особенностям близкое его «Книге бесед». Сочинение впервые опубликовано П. С. Смирновым.[1] Исследование списков «Гимны» было начато профессором Натальей Сергеевной Демковой (1932–2018) и отражено в одной из последних её работ.[2] К настоящему моменту выявлен ряд ранее не учтённых списков. В докладе будут представлены некоторые новые материалы по истории бытования текста «Гимны». Предварительный обзор списков показывает, что «Гимна» бытовала преимущественно в «конвое» «Книги бесед». Отдельную группу образуют списки «Гимны» в составе Особого вида первой редакции «Жития» Аввакума (редакции Б), где «Гимна» включена в предисловную часть «Жития». В исследовании Н. С. Демковой и Л. В. Титовой убедительно показано, что Особый вид содержит ряд архетипных чтений и восходит непосредственно к первоначальной редакции «Жития».[3]  При этом ни одна из последующих редакций «Жития» не содержит текста «Гимны» в своей предисловной части (как в особом виде). Н. С. Демковой было выдвинуто предположение, согласно которому «Гимна» читалась в протографе первоначальной редакции «Жития», но уже на раннем этапе работы над текстом была «вынута» Аввакумом из его предисловной части, и отразилась только в Особом виде первой редакции (редакции Б). [4] Сопоставление списков Особого вида показывает, что они восходят к общему протографу. При этом один из списков (Ярославский музей-заповедник, 121; далее – Яр., 121) находится в сборнике вместе с «Книгой бесед» и её устойчивым «конвоем». В связи с выводом о преимущественном бытовании «Гимны» в «конвое» «Книги бесед» необходимо рассмотреть вопрос: действительно ли включение «Гимны» в предисловную часть «Жития» отражает один из этапов творческой истории текста, или структура Особого вида отражает влияние рукописной традиции «Книги бесед»?

[1] Русская историческая библиотека. Т. XXXIX. Стб. 685–687.
[2] Демкова Н. С., Титова Л. В. Неизданная переделка XVII в. «Жития» протопопа Аввакума (К истории текста первой редакции) // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVII–XXI вв. Новосибирск. 2015. C. 264–320.
[3] Там же. C. 274–275.
[4] Там же. C. 281–282.