«Войдет же и бедный в грязной одежде»: проблематика богатства и бедности в Соборных посланиях.
Алексей Вительевич Каргальцев
Докладчик
старший преподаватель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
б/н 16 (кафедра Библеистики, MS Teams)
2022-03-16
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Богатство, бедность, праведность, Новый Завет, Соборные послания, апостолы, Иудея
Тезисы
Основное внимание доклада будет
уделено примерам социального неравенства, представленным в Соборных посланиях
Нового Завета, а также предпринята попытка восстановить контекст этих примеров,
в какой мере речь идет о традиционной для Ветхого Завета праведности в
бедности, а в какой отражены социальные реалии I в. Будет
обращено внимание на время составления посланий, на культурный и социальный
срез их аудитории, региональную специфику, а также соответствующее обращение к
теме богатства и бедности. Так, например, ветхозаветные цитаты,
обращенные к судьям, доводы «не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере
и наследниками Царства», позволяют в известной степени реконструировать
аудиторию текста, наполненную эсхатологическим ожиданиями, соответственно не
пережившую еще потрясения Иудейской войны, ориентирующуюся на традиционный
иудейский контекст. Осуждением неправедно нажитого богатства формируется
представление о «богоугодной» бедности. Не меньшую, если не большую, важность
для первых христиан имели иудейские взгляды и практики; многие из этих
представлений напоминают языческие, но были и важные отличия. Источник
богатства в Пятикнижии — Бог, Он дарует материальное благополучие праведникам
за их послушание: богатство — Божий дар праведникам, а бедность — следствие
непослушания. Однако, не стоит превозноситься из-за своего богатства, ибо
бедный праведник лучше богатого негодяя. В иудейской традиции формируется
представление о бедняках как о смиренных праведниках, которые особенно угодны
Господу; социальное и экономическое понятие бедности выводится на религиозный и
духовный уровень. «Бедные» становятся «благочестивыми», а их враги — врагами
Бога.