50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Войдет же и бедный в грязной одежде»: проблематика богатства и бедности в Соборных посланиях.

Алексей Вительевич Каргальцев
Докладчик
старший преподаватель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

б/н 16 (кафедра Библеистики, MS Teams)
2022-03-16
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Богатство, бедность, праведность, Новый Завет, Соборные послания, апостолы, Иудея

Тезисы

Основное внимание доклада будет уделено примерам социального неравенства, представленным в Соборных посланиях Нового Завета, а также предпринята попытка восстановить контекст этих примеров, в какой мере речь идет о традиционной для Ветхого Завета праведности в бедности, а в какой отражены социальные реалии I в. Будет обращено внимание на время составления посланий, на культурный и социальный срез их аудитории, региональную специфику, а также соответствующее обращение к теме богатства и бедности. Так, например, ветхозаветные цитаты, обращенные к судьям, доводы «не Бог ли избрал бедных мира быть богатыми в вере и наследниками Царства», позволяют в известной степени реконструировать аудиторию текста, наполненную эсхатологическим ожиданиями, соответственно не пережившую еще потрясения Иудейской войны, ориентирующуюся на традиционный иудейский контекст. Осуждением неправедно нажитого богатства формируется представление о «богоугодной» бедности. Не меньшую, если не большую, важность для первых христиан имели иудейские взгляды и практики; многие из этих представлений напоминают языческие, но были и важные отличия. Источник богатства в Пятикнижии — Бог, Он дарует материальное благополучие праведникам за их послушание: богатство — Божий дар праведникам, а бедность — следствие непослушания. Однако, не стоит превозноситься из-за своего богатства, ибо бедный праведник лучше богатого негодяя. В иудейской традиции формируется представление о бедняках как о смиренных праведниках, которые особенно угодны Господу; социальное и экономическое понятие бедности выводится на религиозный и духовный уровень. «Бедные» становятся «благочестивыми», а их враги — врагами Бога.