Н. С. Демкова – исследователь «Слова о полку Игореве»
Лидия Викторовна Соколова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
онлайн (188)
2022-03-16
12:50 -
13:10
Ключевые слова, аннотация
Н. С. Демкова; «Слово о полку Игореве»; время создания; поэтика.
Тезисы
Среди
работ Н. С. Демковой по «Слову о полку Игореве» главной является статья «Проблемы
изучения “Слова о полку Игореве”», в которой она изложила свои наблюдения над текстом
этого древнерусского памятника, сосредоточившись на проблеме датировки «Слова»
и проблеме его художественных особенностей, отметив, что именно этот аспект изучения
памятника является сейчас наиболее важным, может быть, самым насущным,
поскольку весь круг сомнений в подлинности «Слова», вопрос о его значении и
месте в истории древнерусской и мировой литературы упирается в проблему
художественного своеобразия «Слова», его неповторимости. В частности, Н. С.
Демкова коснулась проблем композиционного строения «Слова», обратив внимание на
целостность «Слова», на спаянность, слитность кажущихся отдельными фрагментов,
на внутреннюю мотивировку их соединения. Большую роль в этом играет выявленная
Н. С. Демковой система повторов в «Слове». Интересное наблюдение было
сделано исследовательницей по поводу композиционных функций основных героев «Слова»,
окружающих центральный персонаж – князя Игоря (Всеволода, Святослава Киевского,
Ярославны). В «Слове» возникает как бы система зеркал, в которых отражается личность
и судьба князя Игоря. Важные наблюдения сделаны Н. С. Демковой также относительно
летописных рассказов о походе Игоря. Сопоставление обоих текстов обнаруживает
не просто две различные точки зрения на Ольговичей: рассказ Киевской летописи как
будто бы последовательно отвечает на все упреки владимиро-суздальского рассказа.
Таким образом, можно говорить о несомненной политической конфронтации двух
летописных текстов, созданных примерно в одно и то же время. Что касается
автора «Слова», то его политические симпатии, по мнению Н. С. Демковой, на
стороне черниговских Ольговичей, «Слово» было создано в их защиту. Стремясь
идеализировать Игоря, автор, по наблюдению исследовательницы, оправдывает даже
его бегство из плена, но здесь идеализация достигается не на историко-героической
или эпической основе, а на мифологической, за счет использования образной
системы и мотивов волшебной сказки: бегство Игоря из плена уподоблено, по
наблюдению Н. С. Демковой, выходу героя сказки из царства смерти. Один из
самых сложных вопросов изучения художественной формы «Слова» ‒ это проблема его
жанра. Н. С. Демкова склоняется к точке зрения И. П. Еремина,
полагая, что автор «Слова» создал свое произведение в традициях высоких
похвальных слов, что позволяло ему прославить, воспеть Ольговичей, защищающих
Русскую землю. При этом автор с поразительной творческой свободой использовал и
различные элементы устной народной поэзии. Убежденность в том, что целью «Слова»
является прославление Игоря, помешало Н. С. Демковой признать, что в «Слове»
звучит и хула Игорю за необдуманный поход, погубивший его дружину.