50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Индикаторы достижения компетенций, результаты обучения и оценочные средства: в поисках гармонии

Алена Борисовна Тимофеева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 25 MS Teams
2022-03-17
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Индикаторы достижения компетенций; Результаты обучения; Оценочные средства; Таксономия Блума

Тезисы

Обязательным элементом рабочей программы дисциплины являются индикаторы достижения компетенций, в формировании которых участвует эта дисциплина в соответствии с учебным планом образовательной программы. Индикаторы достижения компетенции переводят компетенцию на уровень конкретных действий (знаний, умений, навыков и т.д.), которые должен показать обучающийся, для того, чтобы подтвердить, что он освоил компетенцию. Формулировки индикаторов должны быть такими, чтобы помочь оценить фактический результат обучения – степень (уровень) сформированности компетенции. Использование таксономии педагогических целей Бенджамина Блума, которой успешно пользуются методисты всего мира с 1956 года, позволяет ранжировать индикаторы по степени их сформированности в соответствии с уровнем от 1 до 6 – от уровня «Знания» до уровня «Оценка». Как эффективно использовать индикаторы для оценки фактического результата обучения при создании проекта РПД, какие оценочные средства выбрать для качественной проверки сформированности навыков обучающихся – те вопросы, на которые мы попытаемся ответить, основываясь на опыте создания проекта рабочей программы дисциплины «Английский язык для международной образовательной среды (на английском языке)» для образовательной программы 5045* «Свободные искусства и науки». При создании проекта РПД учитывается, что дисциплина участвует в формировании компетенций обучающихся по образовательной программе в соответствии с учебным планом образовательной программы. В нашем случае это следующие компетенции - ОПК-4 (Способен принимать участие в образовательном процессе, используя разработанные методические материалы, различные системы и методы преподавания) и ПКП-2 (Способен ориентироваться в профессиональной сфере с опорой на междисциплинарный понятийный аппарат). В докладе будет описан процесс работы над сопоставлением целей и задач обучения в рамках дисциплины с индикаторами компетенций, а также механизм выбора соответствующих оценочных средств для проверки сформированности обещанных на выходе навыков обучающихся.