Индикаторы достижения компетенций, результаты обучения и оценочные средства: в поисках гармонии
Алена Борисовна Тимофеева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 25 MS Teams
2022-03-17
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Индикаторы достижения компетенций;
Результаты обучения; Оценочные средства;
Таксономия Блума
Тезисы
Обязательным элементом рабочей программы
дисциплины являются индикаторы достижения компетенций, в формировании которых
участвует эта дисциплина в соответствии с учебным планом образовательной
программы. Индикаторы достижения компетенции
переводят компетенцию на уровень конкретных действий (знаний, умений, навыков и
т.д.), которые должен показать обучающийся, для того, чтобы подтвердить, что он
освоил компетенцию. Формулировки индикаторов должны быть такими, чтобы помочь
оценить фактический результат обучения – степень (уровень) сформированности
компетенции. Использование таксономии педагогических целей Бенджамина Блума,
которой успешно пользуются методисты всего мира с 1956 года, позволяет
ранжировать индикаторы по степени их сформированности в соответствии с уровнем
от 1 до 6 – от уровня «Знания» до уровня «Оценка».
Как эффективно использовать индикаторы для оценки
фактического результата обучения при создании проекта РПД, какие оценочные
средства выбрать для качественной проверки сформированности навыков обучающихся
– те вопросы, на которые мы попытаемся ответить, основываясь на опыте создания
проекта рабочей программы дисциплины «Английский язык
для международной образовательной среды (на английском языке)» для
образовательной программы 5045* «Свободные искусства и науки».
При создании проекта РПД учитывается, что дисциплина участвует в
формировании компетенций обучающихся по образовательной программе в
соответствии с учебным планом образовательной программы. В нашем случае это
следующие компетенции - ОПК-4 (Способен
принимать участие в образовательном процессе, используя разработанные
методические материалы, различные системы и методы преподавания) и ПКП-2 (Способен
ориентироваться в профессиональной сфере с опорой на междисциплинарный
понятийный аппарат). В докладе будет описан процесс работы над сопоставлением
целей и задач обучения в рамках дисциплины с индикаторами компетенций, а также
механизм выбора соответствующих оценочных средств для проверки сформированности
обещанных на выходе навыков обучающихся.