50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Готический хоррор в структуре символистского романа и медиавизуальность топосов страха

Светлана Дмитриевна Титаренко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

201 (онлайн)
2022-03-18
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: готическая традиция; готический метатекст; символистский роман; готический хоррор; мотивы страха и ужаса; медиавизуальность

Тезисы

Символистский роман, основанный на  поэтике таинственного и сверхъестественного как неомифологический текст, с точки зрения готической традиции еще мало изучен. Вместе с тем  в его структуре можно найти  важнейшие элементы поэтики готической прозы и прежде всего приемы создания суггестивных образов готического хоррора (horror), который является  символическим обозначением необъяснимой тайны, страха и ужаса от непостижимого в мире и сознании человека. Большой интерес в этом плане представляют романы В.Я. Брюсова («Огненный ангел»), Ф.К. Сологуба («Мелкий бес», «Капли крови»), А.М. Ремизова («Крестовые сестры»), А. Белого («Петербург») и др. Поэтому наша цель – рассмотреть готическую традицию в структуре символистского романа не как «готический канон» (gothic conventions), но как динамическую и трансформационную систему,  показать, что  мифологический метатекст здесь нередко определяется функциями готического хоррора как медиатора языков страха,  вызывающего появление травмирующей медиавизуальной образности. В  структуре символистского романа наблюдается трансформация готических схем сюжетов и мотивов,  а также   образов страха, которые  вызывают «слом», разрушение и патологию сознания героев. Например,  показателен уродующий сознание героя травмирующий образ Недотыкомки в романе Сологуба «Мелкий бес», демонические призраки-преследователи Ренаты в «Огненном ангеле» Брюсова, мрачный образ скульптуры Медного Всадника, вызывающего ассоциации с Антихристом,  в «Петербурге» Белого. Готический хоррор моделирует образы пространства перехода в мир иной реальности, каким является поместье Триродова и подземелье-лабиринт в «Каплях крови» Сологуба, Бурков двор у Ремизова или Петербург в романе Белого. Таинственный злодей также модифицируется: он балансирует на грани призрака-преследователя (Люцифер, демоны, Недотыкомка, зловещий Медный Всадник) и обладателя тайны, а может быть и реальным лицом.  Хоррор   становится  аудиовизуальным языком коммуникации как интермедиальная стратегия и реализуется в символике экфрастических образов, динамике телесности призраков и представителей мира мертвых, шокирующем смеховом репертуаре, звукошумовых приемах, травмирующих цветообразах. Он становится зловещим предзнаменованием и часто используется в сновидениях, грезах и видениях призрачной реальности,  может быть пружиной игры со смертью -  аналогом  готической пляски смерти, например, в действиях Передонова у Сологуба или  агонии Ренаты и монахинь в финале «Огненного ангела» Брюсова.  При развитии сюжета символистского романа, как в готическом романе, наблюдается последовательное усиление и нагнетание лейтмотивных  явлений хоррора, что свидетельствует  о функции воплощения архетипа лабиринта в сознании героя.