Макростратегия похвалы в текстах протестантских псалмов XVIII века
Мария Николаевна Дмитриева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
204 (онлайн ZOOM)
2022-03-17
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Прагматика, псалом как тип текста, теория речевых актов, евангелический дискурс, стихосложение
Тезисы
Целью доклада является анализ способов вербального проявления коммуникативной стратегии похвалы в текстовом материале нидерландских евангелических псалмов в стихотворной форме, изданных единым сборником в Амстердаме в 1806 году.
Общую макростратегию текстов можно обозначить как прославление величия Бога во всех аспектах и разнообразных проявлениях по отношению к человеку. Особенности речевого акта хвалы / похвалы рассматривались с точки зрения теории речевых актов, лингвистики текста, прагматики и теории дискурса. В частности, в общей концепции семантической грамматики А. Вежбицкой с учетом культурологической специфики похвала определяется как "эмоционально заряженные оценочные речевые акты, такие как восторженное восхваление" [Вежбицкая 2011: 185]. Более частные лингвистические исследования, например, на материале английского языка, приводят следующее определение: "Разновидность оценочных высказываний, выступают вербальной формой актуализации ценностных отношений между оцениваемым объектом, представлением о нем и субъектом представления" [Мальцева, Попова 2014: 139]. Авторами предлагаются три типа хвалы: похвала, комплимент и лесть. В связи со спецификой обсуждаемого мной материала релевантным оказывается первый из приведенных типов. Типичный пример реализации речевого акта хвалы и прославления Бога можно описать на примере текста Псалма 1. Aan God 'К Богу'. Текст псалма имеет традиционную форму: состоит из четырех блоков, каждый из которых включает шесть строк, последовательно зарифмованных a-a-b-c-c-b. Три первых шестистишия открывает торжественное восклицание "Аллилуия!", внутренняя семантика которого может быть описана как "Хвалите Бога!". Далее в каждом стихотворном блоке последовательно прославляется величие Бога Отца, Сына и Святого Духа. Четвертое шестистишие, заключительное, открывает восклицание (1) U, Vader, Zoom en Geest zij prijs! 'О слава Отцу, Сыну и Святому Духу!', содержащее междометие и повторную номинацию трех ипостасей Бога. Все блоки имеют одинаковую заключительную строку (2) Moet al het schepsel zingen 'Пусть же все поют [хвалу Богу]'. Анализ материала позволяет сделать вывод о разнообразных ритмических, стилистических, лексических, грамматических средствах для передачи коммуникативной интенции похвалы. Литература: Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. М., Языки славянских культур. 2011. Мальцева Н.Б., Попова И.В. Похвала как вербальный код характера персонажа // Язык как культурный код нации. СПб., СПбГУ, 2014. С. 135-158. Источник иллюстративного материала: Evangelische Gezangen, om neves het Boek der Psalmen bij den openbaren godsdienst in de Nederlandsche Hervormde Gemeenten gebruik te worden. Johannes Allart, Amsterdam. 1806. 2013.
Общую макростратегию текстов можно обозначить как прославление величия Бога во всех аспектах и разнообразных проявлениях по отношению к человеку. Особенности речевого акта хвалы / похвалы рассматривались с точки зрения теории речевых актов, лингвистики текста, прагматики и теории дискурса. В частности, в общей концепции семантической грамматики А. Вежбицкой с учетом культурологической специфики похвала определяется как "эмоционально заряженные оценочные речевые акты, такие как восторженное восхваление" [Вежбицкая 2011: 185]. Более частные лингвистические исследования, например, на материале английского языка, приводят следующее определение: "Разновидность оценочных высказываний, выступают вербальной формой актуализации ценностных отношений между оцениваемым объектом, представлением о нем и субъектом представления" [Мальцева, Попова 2014: 139]. Авторами предлагаются три типа хвалы: похвала, комплимент и лесть. В связи со спецификой обсуждаемого мной материала релевантным оказывается первый из приведенных типов. Типичный пример реализации речевого акта хвалы и прославления Бога можно описать на примере текста Псалма 1. Aan God 'К Богу'. Текст псалма имеет традиционную форму: состоит из четырех блоков, каждый из которых включает шесть строк, последовательно зарифмованных a-a-b-c-c-b. Три первых шестистишия открывает торжественное восклицание "Аллилуия!", внутренняя семантика которого может быть описана как "Хвалите Бога!". Далее в каждом стихотворном блоке последовательно прославляется величие Бога Отца, Сына и Святого Духа. Четвертое шестистишие, заключительное, открывает восклицание (1) U, Vader, Zoom en Geest zij prijs! 'О слава Отцу, Сыну и Святому Духу!', содержащее междометие и повторную номинацию трех ипостасей Бога. Все блоки имеют одинаковую заключительную строку (2) Moet al het schepsel zingen 'Пусть же все поют [хвалу Богу]'. Анализ материала позволяет сделать вывод о разнообразных ритмических, стилистических, лексических, грамматических средствах для передачи коммуникативной интенции похвалы. Литература: Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. М., Языки славянских культур. 2011. Мальцева Н.Б., Попова И.В. Похвала как вербальный код характера персонажа // Язык как культурный код нации. СПб., СПбГУ, 2014. С. 135-158. Источник иллюстративного материала: Evangelische Gezangen, om neves het Boek der Psalmen bij den openbaren godsdienst in de Nederlandsche Hervormde Gemeenten gebruik te worden. Johannes Allart, Amsterdam. 1806. 2013.