Приемы ретроутопии в телеспектакле Ленинградского телевидения «Верный робот» (1965)
Александр Алексеевич Пронин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Станислав Лем, робот, ретрофутуризм, телевизионный
спектакль, сценография, сатира
Тезисы
«Верный робот» — телевизионная пьеса польского
писателя-фантаста и философа Станислава Лема в четырёх картинах, написанная в
1963 году, была впервые экранизирована в
СССР на Ленинградском телевидении в 1965 году (на Всесоюзном радио в том же
году была осуществлена радиопостановка; позднее пьеса была поставлена на
телевидении Чехословакии в 1967 и в 1977 на телевидении ГДР).
Ленинградская постановка режиссёра Ивана Рассомахина отличается
ярко выраженными чертами ретроутопии: прежде всего, в оформлении сценического
пространства, костюме и гриме главного героя, робота Граумера (Сергей Юрский), а
также в пластических решениях миметических эпизодов-интермедий с его участием,
где отчетливо видна ориентация на эстетику немой кинофантастики 1920-х годов («Аэлита»
и др.). С первых же кадров телеспектакля Ленинградского телевидения, в которых конструктивистские формы
декораций символизируют пространство (город) будущего, зримо проявляется ретроспективная
установка на стилистику советского авангарда 1920-х годов. Это именно режиссерское решение,
поскольку в тексте пьесы интермедии никак не прописаны, действие сразу
происходит в «комнате примерно 2000 года, но без поражающих воображение вещей».
Собственно действие пьесы Станислава Лема обходится в
телепостановке Ивана Россомахина без существенных трансформаций, мизансцены и диалоги
воспроизводятся в соответствии с авторской версией. Драматургия экранизации «Верного
робота» основана на заявленной Лемом фарсовой актуализации конфликта господ и
слуг (как архетипа общественных отношений), который проецируется на новую реальность
– взаимодействие человека с «мыслящей машиной», искусственным интеллектом. При
этом сатирическое изображение недалекого будущего буржуазного мира, в котором классовая
борьба распространяется и на взаимоотношения с андроидами, осуществляется автором
экранизации с помощью знаков и символов прошлого, придающих футуристическому сюжету
ретроспективный акцент.