50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Приемы ретроутопии в телеспектакле Ленинградского телевидения «Верный робот» (1965)

Александр Алексеевич Пронин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Станислав Лем, робот, ретрофутуризм, телевизионный спектакль, сценография, сатира

Тезисы

«Верный робот» — телевизионная пьеса польского писателя-фантаста и философа Станислава Лема в четырёх картинах, написанная в 1963 году, была  впервые экранизирована в СССР на Ленинградском телевидении в 1965 году (на Всесоюзном радио в том же году была осуществлена радиопостановка; позднее пьеса была поставлена на телевидении Чехословакии в 1967 и в 1977 на телевидении ГДР). Ленинградская постановка режиссёра Ивана Рассомахина отличается ярко выраженными чертами ретроутопии: прежде всего, в оформлении сценического пространства, костюме и гриме главного героя, робота Граумера (Сергей Юрский), а также в пластических решениях миметических эпизодов-интермедий с его участием, где отчетливо видна ориентация на эстетику немой кинофантастики 1920-х годов («Аэлита» и др.). С первых же кадров телеспектакля Ленинградского телевидения, в которых конструктивистские формы декораций символизируют пространство (город) будущего, зримо проявляется ретроспективная установка на стилистику советского авангарда 1920-х годов. Это именно режиссерское решение, поскольку в тексте пьесы интермедии никак не прописаны, действие сразу происходит в «комнате примерно 2000 года, но без поражающих воображение вещей». Собственно действие пьесы Станислава Лема обходится в телепостановке Ивана Россомахина без существенных трансформаций, мизансцены и диалоги воспроизводятся в соответствии с авторской версией. Драматургия экранизации «Верного робота» основана на заявленной Лемом фарсовой актуализации конфликта господ и слуг (как архетипа общественных отношений), который проецируется на новую реальность – взаимодействие человека с «мыслящей машиной», искусственным интеллектом. При этом сатирическое изображение недалекого будущего буржуазного мира, в котором классовая борьба распространяется и на взаимоотношения с андроидами, осуществляется автором экранизации с помощью знаков и символов прошлого, придающих футуристическому сюжету ретроспективный акцент.