Переходные метрические формы в контексте метрического репертуара русского стиха XVIII— начала XXI вв.
Елена Викторовна Хворостьянова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн
2022-03-17
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Русский стих XVIII - начала XXI вв.; метрика; переходные метрические формы; поэтический идиостиль; композиция стиха.
Тезисы
В
современном стиховедении описания индивидуальных поэтических систем
осуществляется с опорой на метрический репертуар эпохи. Так, например,
творчество поэта, чья деятельность приходится на первую четверть XX в. – период активного освоения
неклассических размеров, расцвета метрических экспериментов – характеризуется как
сознательная установка на традицию классического русского стиха, если в его
метрическом репертуаре неклассические размеры представлены крайне
незначительной долей, а соотношение ямбических размеров отражает тенденции XIX в. (преобладание 4-стопного ямба
над 5-стопным). И напротив, высокая доля неклассических размеров
рассматривается как показатель современных тенденций эпохи.
Ни в одном из известных нам случаев
интерпретация специфики поэтического идиостиля, описание метрического
репертуара определенного этапа в развитии стиха или истории развития
метрического репертуара русской поэзии не учитывает роль переходных метрических
форм (ПМФ). Меду тем анализ ПМФ позволяет выявить как общие тенденции в эволюции
русской метрики, так и более корректно интерпретировать отдельные поэтические
системы.
Общая тенденция развития русского литературного стиха XVIII – начала XXI вв. в целом
характеризуется преобладанием ПМФ от равностопных (равноиктных) или урегулированных
разностопных (разноиктных) размеров к вольным. Однако доли ПМФ в разных метрах
существенно меняются от эпохи к эпохе. Так, в XVIII в. ПМФ обнаруживаются
лишь в рамках ямбических размеров (как правило, от 4-стопного или 6-стопного
ямба к вольному). При этом если в стихе Ломоносова ПМФ составляют лишь 1,8%
всего метрического репертуара, то в поэзии сентименталистов – в эпоху
разрушения строгой жанровой системы классицизма и перестройки метрического
репертуара – доли ПМФ резко возрастают (8,3% у Карамзина, 11,3% у Муравьева,
24,6% у Дмитриева). В пушкинскую эпоху ПМФ не превышают 2%, но в их состав
впервые входят 3-сложники, доля которых у поэтов второй половины XIX в. – в так называемую «эпоху
трехсложников» – повышается, не преобладая, впрочем, над ПМФ в ямбах. Начало XX в. демонстрирует резкий
взлет ПМФ от классических размеров не только к вольным, но и к неклассическим;
при этом и в рамках неклассических размеров возникают ПМФ от равноиктных или
урегулированных разноиктных к вольным, но и к более свободным размерам
(например, от 3-иктного дольника к 3-иктному тактовику или от 4-иктного
дольника к вольному акцентному стиху). В последней трети XX – начале XXI вв. именно ПМФ начинают
наиболее показательно характеризовать поэтический идиостиль, поскольку в этот
период фактически отсутствует корреляция между ведущими метрами и ПМФ в общем
метрическом репертуаре поэта.