50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Переходные метрические формы в контексте метрического репертуара русского стиха XVIII— начала XXI вв.

Елена Викторовна Хворостьянова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн
2022-03-17
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Русский стих XVIII - начала XXI вв.; метрика; переходные метрические формы; поэтический идиостиль; композиция стиха.

Тезисы

В современном стиховедении описания индивидуальных поэтических систем осуществляется с опорой на метрический репертуар эпохи. Так, например, творчество поэта, чья деятельность приходится на первую четверть XX в. – период активного освоения неклассических размеров, расцвета метрических экспериментов – характеризуется как сознательная установка на традицию классического русского стиха, если в его метрическом репертуаре неклассические размеры представлены крайне незначительной долей, а соотношение ямбических размеров отражает тенденции XIX в. (преобладание 4-стопного ямба над 5-стопным). И напротив, высокая доля неклассических размеров рассматривается как показатель современных тенденций эпохи.             Ни в одном из известных нам случаев интерпретация специфики поэтического идиостиля, описание метрического репертуара определенного этапа в развитии стиха или истории развития метрического репертуара русской поэзии не учитывает роль переходных метрических форм (ПМФ). Меду тем анализ ПМФ позволяет выявить как общие тенденции в эволюции русской метрики, так и более корректно интерпретировать отдельные поэтические системы.             Общая тенденция развития русского литературного стиха XVIII – начала XXI вв. в целом характеризуется преобладанием ПМФ от равностопных (равноиктных) или урегулированных разностопных (разноиктных) размеров к вольным. Однако доли ПМФ в разных метрах существенно меняются от эпохи к эпохе. Так, в XVIII в. ПМФ обнаруживаются лишь в рамках ямбических размеров (как правило, от 4-стопного или 6-стопного ямба к вольному). При этом если в стихе Ломоносова ПМФ составляют лишь 1,8% всего метрического репертуара, то в поэзии сентименталистов – в эпоху разрушения строгой жанровой системы классицизма и перестройки метрического репертуара – доли ПМФ резко возрастают (8,3% у Карамзина, 11,3% у Муравьева, 24,6% у Дмитриева). В пушкинскую эпоху ПМФ не превышают 2%, но в их состав впервые входят 3-сложники, доля которых у поэтов второй половины XIX в. – в так называемую «эпоху трехсложников» – повышается, не преобладая, впрочем, над ПМФ в ямбах. Начало XX в. демонстрирует резкий взлет ПМФ от классических размеров не только к вольным, но и к неклассическим; при этом и в рамках неклассических размеров возникают ПМФ от равноиктных или урегулированных разноиктных к вольным, но и к более свободным размерам (например, от 3-иктного дольника к 3-иктному тактовику или от 4-иктного дольника к вольному акцентному стиху). В последней трети XX – начале XXI вв. именно ПМФ начинают наиболее показательно характеризовать поэтический идиостиль, поскольку в этот период фактически отсутствует корреляция между ведущими метрами и ПМФ в общем метрическом репертуаре поэта.