50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Лингвокреативный потенциал интердискурсивных вставок в кинопроизведениях

Ирина Владимировна Зыкова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт языкознания РАН

онлайн (МСТимз)
2022-03-16
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

лингвокреативность, интердискурсивность, кинодискурс, метод параметрического анализа, А.А. Тарковский

Тезисы

В настоящее время изучение интердискурсивности ведется в самых разных направлениях современной лингвистики.  К одному из перспективных и новых ракурсов исследования данной категории относится, с нашей точки зрения, исследование интердискурсивности как «триггера» ("спускового крючка") лингвокреативных процессов. Целью нашей работы является создание понятийно-методологического инструментария, позволяющего изучать интердискурсивность как средство «измерения» лингвокреативности в разных типах дискурса. Мы исходим из утверждения об универсальности и имманентности категории интердискурсивности, свойственной, на наш взгляд, в определенной мере всем типам дискурса. При этом особый интерес для осмысления природы интердискурсивности представляют кинопроизведения, создание которых основано на синтезе разного рода модальностей, кодовых систем и дискурсов. С появлением кинематографа как нового медиа, нового информационного канала разворачивается, как указывает И. П. Смирнов (2009), борьба разных дискурсов за власть над ним. Одним из ярких и множественных примеров служит фильм «Кабирия» (Джованни Пастроне, 1914 г.), в котором исторический дискурс взаимодействует с дискурсом идеологической пропаганды. Материалом нашего исследования являются фильмы известных советских и российских кинорежиссеров (например, Э. Рязанова, Р. Быкова, Э. Климова, А. Тарковского и др.). В докладе будет представлен разрабатываемый метод параметрического анализа интердискурсивности как универсального фактора, влияющего на проявление креативного потенциала языка в кинодискурсе, а также результаты анализа интердискурсивных вставок в кинопроизведениях, относящихся к разным направлениям и жанрам кино. Подробно мы остановимся на обсуждении данных, полученных в ходе анализа (в аспекте заявленного метода) интердискурсивности в фильмах Андрея А. Тарковского. Особое внимание будет уделяться выявленным типам интердискурсивных вставок и полимодальным формам их репрезентации в фильмах, определяющим специфику лингвокреативности рассматриваемых кинопроизведений, оригинальность и новизну (или уникальность) их вербальной системы.