Лингвокреативный потенциал интердискурсивных вставок в кинопроизведениях
Ирина Владимировна Зыкова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт языкознания РАН
Институт языкознания РАН
онлайн (МСТимз)
2022-03-16
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
лингвокреативность, интердискурсивность, кинодискурс, метод параметрического анализа, А.А. Тарковский
Тезисы
В настоящее время изучение интердискурсивности ведется в самых разных
направлениях современной лингвистики. К одному из перспективных и новых ракурсов исследования данной категории относится,
с нашей точки зрения, исследование интердискурсивности как «триггера» ("спускового крючка") лингвокреативных
процессов. Целью нашей работы является создание понятийно-методологического
инструментария, позволяющего изучать интердискурсивность как средство «измерения»
лингвокреативности в разных типах дискурса. Мы исходим из утверждения об универсальности и
имманентности категории интердискурсивности, свойственной, на наш взгляд, в определенной мере всем
типам дискурса. При этом особый интерес для осмысления природы
интердискурсивности представляют кинопроизведения, создание которых основано на
синтезе разного рода модальностей, кодовых систем и дискурсов.
С появлением кинематографа как нового медиа, нового информационного канала разворачивается,
как указывает И. П. Смирнов (2009), борьба разных дискурсов за власть над ним. Одним
из ярких и множественных примеров служит фильм «Кабирия» (Джованни Пастроне, 1914 г.), в котором
исторический дискурс взаимодействует с дискурсом идеологической пропаганды.
Материалом нашего исследования являются фильмы известных советских и российских
кинорежиссеров (например, Э. Рязанова, Р. Быкова, Э. Климова, А. Тарковского и
др.). В докладе будет представлен разрабатываемый метод параметрического
анализа интердискурсивности как универсального фактора, влияющего на проявление креативного
потенциала языка в кинодискурсе, а также результаты анализа интердискурсивных
вставок в кинопроизведениях, относящихся к разным направлениям и жанрам кино. Подробно
мы остановимся на обсуждении данных, полученных в ходе анализа (в аспекте заявленного метода) интердискурсивности в фильмах Андрея А. Тарковского. Особое внимание будет уделяться
выявленным типам интердискурсивных вставок и полимодальным формам их репрезентации
в фильмах, определяющим специфику лингвокреативности рассматриваемых
кинопроизведений, оригинальность и новизну (или уникальность) их вербальной системы.