50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Визуализация мечты в литературном тексте и кинотексте

Ирина Анатольевна Мартьянова
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
12:30 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Текст; кинотекст; визуализация; мечта; экранизация

Тезисы

Мечта конгениальна онтологической природе кино, вписывается в его концептуальный ряд: кино, сон, иллюзия. Кинотекст повлиял на изображение мечты в литературном тексте. В. Набоков, провозгласивший  высшей мечтой автора пре­вращение читателя в зрителя, визуализировал в «Других берегах» мечту о возвращении на Родину. Он использовал опыт кинематографа, который подарил литературе ранее не мысли­мые ракурсы и композиционные приемы изображения (с постепенной наводкой на резкость, с вклю­чением и усилением звука, с очевидным сопряжением модальных планов реальности и ирреальности и др.).
Экранизация обнаруживает специфику литературного и кинематографического  изображения мечты. Если обратиться к гоголевскому дискурсу, то начало трансформации мечты его персонажей положил  М. А. Булгаков в сценариях "Ревизора" и "Мертвых душ". Мечта или близкое к ней наваждение изображались в них про- и ретроспективно при помощи наплыва, нарушающего пространственно-временной континуум, создающего модальный сдвиг в плане реальности/ирреальности. В минисериале Г. Константинопольского "Мертвые души" (2020)  мечты гоголевских персонажей подверглись радикальной, но не субъективной трансформации. В этом сериале "мечтателями" выступают не только Манилов и его супруга, но все помещики и чиновники города N.  Чичиков знает цену их современным мечтаниям, продавая им места на кладбище рядом со знаменитостями, мертвыми и еще не отошедшими в мир иной.
Наряду с трансформацией мечты, существует стратегия экспликации ее имплицитного присутствия в литературном тексте-первоисточнике, которую избрали Г. Козинцев и Ю. Норштейн в своих  экранизациях "Шинели". Они развивали лейтмотив образа Башмачкина, для которого шинель была большим, чем теплая верхняя одежда. Шинель является воплощением его мечты о подруге жизни, что позволяет увидеть в нем самом нечто большее, чем "маленького человека". Л. Петрушевской удалось визуализировать эту мечту в сценарии незаконченного мультфильма  Ю. Норштейна, а ему —  в подготовительных материалах кинотекста. Если в первоисточнике мечта присутствует имплицитно, то в ее визуальной экспликации Петрушевская выступает единомышленником режиссера, ощущающего музыку гоголевской фразы.