Визуализация мечты в литературном тексте и кинотексте
Ирина Анатольевна Мартьянова
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
12:30 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Текст; кинотекст; визуализация; мечта; экранизация
Тезисы
Мечта конгениальна
онтологической природе кино, вписывается в его концептуальный ряд: кино, сон,
иллюзия. Кинотекст повлиял на изображение мечты в литературном тексте. В.
Набоков, провозгласивший высшей мечтой автора превращение читателя в
зрителя, визуализировал в «Других
берегах» мечту о возвращении на Родину.
Он использовал опыт кинематографа, который подарил литературе ранее не
мыслимые ракурсы и композиционные приемы изображения (с постепенной наводкой
на резкость, с включением и усилением звука, с очевидным сопряжением модальных
планов реальности и ирреальности и др.).
Экранизация обнаруживает специфику литературного и кинематографического изображения мечты. Если обратиться к гоголевскому дискурсу, то начало трансформации мечты его персонажей положил М. А. Булгаков в сценариях "Ревизора" и "Мертвых душ". Мечта или близкое к ней наваждение изображались в них про- и ретроспективно при помощи наплыва, нарушающего пространственно-временной континуум, создающего модальный сдвиг в плане реальности/ирреальности. В минисериале Г. Константинопольского "Мертвые души" (2020) мечты гоголевских персонажей подверглись радикальной, но не субъективной трансформации. В этом сериале "мечтателями" выступают не только Манилов и его супруга, но все помещики и чиновники города N. Чичиков знает цену их современным мечтаниям, продавая им места на кладбище рядом со знаменитостями, мертвыми и еще не отошедшими в мир иной.
Наряду с трансформацией мечты, существует стратегия экспликации ее имплицитного присутствия в литературном тексте-первоисточнике, которую избрали Г. Козинцев и Ю. Норштейн в своих экранизациях "Шинели". Они развивали лейтмотив образа Башмачкина, для которого шинель была большим, чем теплая верхняя одежда. Шинель является воплощением его мечты о подруге жизни, что позволяет увидеть в нем самом нечто большее, чем "маленького человека". Л. Петрушевской удалось визуализировать эту мечту в сценарии незаконченного мультфильма Ю. Норштейна, а ему — в подготовительных материалах кинотекста. Если в первоисточнике мечта присутствует имплицитно, то в ее визуальной экспликации Петрушевская выступает единомышленником режиссера, ощущающего музыку гоголевской фразы.
Экранизация обнаруживает специфику литературного и кинематографического изображения мечты. Если обратиться к гоголевскому дискурсу, то начало трансформации мечты его персонажей положил М. А. Булгаков в сценариях "Ревизора" и "Мертвых душ". Мечта или близкое к ней наваждение изображались в них про- и ретроспективно при помощи наплыва, нарушающего пространственно-временной континуум, создающего модальный сдвиг в плане реальности/ирреальности. В минисериале Г. Константинопольского "Мертвые души" (2020) мечты гоголевских персонажей подверглись радикальной, но не субъективной трансформации. В этом сериале "мечтателями" выступают не только Манилов и его супруга, но все помещики и чиновники города N. Чичиков знает цену их современным мечтаниям, продавая им места на кладбище рядом со знаменитостями, мертвыми и еще не отошедшими в мир иной.
Наряду с трансформацией мечты, существует стратегия экспликации ее имплицитного присутствия в литературном тексте-первоисточнике, которую избрали Г. Козинцев и Ю. Норштейн в своих экранизациях "Шинели". Они развивали лейтмотив образа Башмачкина, для которого шинель была большим, чем теплая верхняя одежда. Шинель является воплощением его мечты о подруге жизни, что позволяет увидеть в нем самом нечто большее, чем "маленького человека". Л. Петрушевской удалось визуализировать эту мечту в сценарии незаконченного мультфильма Ю. Норштейна, а ему — в подготовительных материалах кинотекста. Если в первоисточнике мечта присутствует имплицитно, то в ее визуальной экспликации Петрушевская выступает единомышленником режиссера, ощущающего музыку гоголевской фразы.