ОТ НЕРОНА ДО ДИКТАТОРА ЗЕМЛИ: СТРУКТУРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА (трагедия Брюсова «Диктатор» и пьеса Кузмина «Смерть Нерона»)
Анна Владимировна Гик
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
онлайн
2022-03-18
13:20 -
13:45
Ключевые слова, аннотация
Драма, Брюсов, Кузмин, Серебряный век
Тезисы
Пьесы «Диктатор», 1921, Брюсова и «Смерть Нерона», 1928, написанные
по горячим следам актуальной политической жизни России, поднимают важные
философские и психологические вопросы соотношения личной жизни и общественных
действий. Как организовать счастье на земле? Можно ли быть счастливым, когда
большинство страдает, умирает от голода? Можно ли насильно облагодетельствовать
человечество? Как связана судьба одного человека и жизнь всей страны? Что такое
любовь и верность? Время действия трагедии Брюсова – сцены из будущих времен –
это антиутопия. Временные ориентиры пьесы Кузмина – настоящее и историческое
прошлое (времена правления Нерона). Эти два произведения не были опубликованы
при жизни авторов. Анализ структуры текстов позволяет сказать, что художественное
освоение действительности имеет сходные сюжетные ходы в настоящем, прошлом и
будущем. Диктат – насилие – ведут к смерти человеческой души. Невозможно и
спасение по указке. Главный герой драмы Брюсова погибает от руки бывшей
возлюбленной. Возлюбленная героя пьесы Кузмина кончает жизнь самоубийством.
Нерон, диктатор – это может быть в любом человеке. Герой Кузмина – Павел –
излечивается от болезни диктатора и остается в живых.
В докладе предполагается сравнить сюжетные и структурные ходы
произведений, посвященных тоталитарному сознанию человека. Композиционные
находки авторов дополняют друг друга. Можно утверждать, что независимо друг от
друга были написаны произведения так прозорливо (Брюсов) и беспощадно
(Кузмин) разбирающих механизм создания,
функционирования и смерти тоталитарных взглядов. Произведения говорят о
нежизнеспособности такого способа организации государства, которое убивает
частную жизнь, попирает человеческие отношения, разрушает семейные и дружеские
связи. Не случайно считается, что художественный текст может стать пророческим.
Это и произошло с текстами двух авторов начала ХХ века. Отдельно мы остановимся
на кинематографичности пьес. Пьеса Кузмина во многом определила перебивку
временных и сюжетных ходов в Булгаковском романе «Мастер и Маргарита».