50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

ОТ НЕРОНА ДО ДИКТАТОРА ЗЕМЛИ: СТРУКТУРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА (трагедия Брюсова «Диктатор» и пьеса Кузмина «Смерть Нерона»)

Анна Владимировна Гик
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

онлайн
2022-03-18
13:20 - 13:45

Ключевые слова, аннотация

Драма, Брюсов, Кузмин, Серебряный век

Тезисы

Пьесы «Диктатор», 1921,  Брюсова и «Смерть Нерона», 1928, написанные по горячим следам актуальной политической жизни России, поднимают важные философские и психологические вопросы соотношения личной жизни и общественных действий. Как организовать счастье на земле? Можно ли быть счастливым, когда большинство страдает, умирает от голода? Можно ли насильно облагодетельствовать человечество? Как связана судьба одного человека и жизнь всей страны? Что такое любовь и верность? Время действия трагедии Брюсова – сцены из будущих времен – это антиутопия. Временные ориентиры пьесы Кузмина – настоящее и историческое прошлое (времена правления Нерона). Эти два произведения не были опубликованы при жизни авторов. Анализ структуры текстов позволяет сказать, что художественное освоение действительности имеет сходные сюжетные ходы в настоящем, прошлом и будущем. Диктат – насилие – ведут к смерти человеческой души. Невозможно и спасение по указке. Главный герой драмы Брюсова погибает от руки бывшей возлюбленной. Возлюбленная героя пьесы Кузмина кончает жизнь самоубийством. Нерон, диктатор – это может быть в любом человеке. Герой Кузмина – Павел – излечивается от болезни диктатора и остается в живых. В докладе предполагается сравнить сюжетные и структурные ходы произведений, посвященных тоталитарному сознанию человека. Композиционные находки авторов дополняют друг друга. Можно утверждать, что независимо друг от друга были написаны произведения так прозорливо (Брюсов) и беспощадно (Кузмин)  разбирающих механизм создания, функционирования и смерти тоталитарных взглядов. Произведения говорят о нежизнеспособности такого способа организации государства, которое убивает частную жизнь, попирает человеческие отношения, разрушает семейные и дружеские связи. Не случайно считается, что художественный текст может стать пророческим. Это и произошло с текстами двух авторов начала ХХ века. Отдельно мы остановимся на кинематографичности пьес. Пьеса Кузмина во многом определила перебивку временных и сюжетных ходов в Булгаковском романе «Мастер и Маргарита».