50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Комедия Мольера «Мизантроп» сквозь призму салонной культуры

Светлана Юрьевна Павлова
Докладчик
профессор
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

190 ZOOM
2022-03-21
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Мольер; «Мизантроп»; салон; honnête homme; галантность; прециозность.

Тезисы

Тема доклада инспирирована публикациями М. В. Разумовской, посвященными творчеству Мольера, а также ее интересом к французским салонам XVII века. Комедия «Мизантроп, или Желчный влюбленный» (1666) обнаруживает тесную связь с придворно-салонной культурой эпохи правления Людовика XIV, неотъемлемой частью которой был сам драматург. Она представляет собой глубокую рефлексию Мольера над соотношением норм морали и придворного «искусства нравиться», что просматривается в пьесе на разных уровнях. Местом ее действия становится салон, сюжет разворачивается в ходе сцен-бесед с участием двух или нескольких лиц и включает литературный эпизод с обсуждением сонета, образы героев отсылают к поведенческим моделям, характерным для салонной жизни Великого века, – поэта-остроумца, модника, кокетки, прециозницы, но главным образом, галантного человека и honnête homme. Подход к комедии сквозь призму салонной культуры позволяет уточнить направленность мольеровского смеха, объясняет неоднозначность происходящего в пьесе и сложность интерпретации образа главного героя. Драматург иронически освещает не салонные нравы как таковые, а те опасные их проявления, которые оборачивались сокрытием низких намерений за маской галантной учтивости, приводили к размыванию этических принципов, близких самому Мольеру.