Комедия Мольера «Мизантроп» сквозь призму салонной культуры
Светлана Юрьевна Павлова
Докладчик
профессор
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
190 ZOOM
2022-03-21
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Мольер; «Мизантроп»; салон; honnête homme; галантность; прециозность.
Тезисы
Тема доклада инспирирована публикациями
М. В. Разумовской, посвященными творчеству Мольера, а также ее
интересом к французским салонам XVII века. Комедия «Мизантроп,
или Желчный влюбленный» (1666) обнаруживает тесную связь с придворно-салонной
культурой эпохи правления Людовика XIV, неотъемлемой
частью которой был сам драматург. Она представляет собой глубокую рефлексию Мольера над
соотношением норм морали и придворного «искусства нравиться», что
просматривается в пьесе на разных уровнях. Местом ее действия становится салон,
сюжет разворачивается в ходе сцен-бесед с участием двух или нескольких лиц и
включает литературный эпизод с обсуждением сонета, образы героев отсылают к поведенческим моделям, характерным для салонной жизни
Великого века, – поэта-остроумца, модника, кокетки,
прециозницы, но главным образом, галантного человека и honnête homme. Подход к комедии
сквозь призму салонной культуры позволяет уточнить направленность мольеровского
смеха, объясняет неоднозначность происходящего в пьесе и сложность интерпретации
образа главного героя. Драматург
иронически освещает не салонные нравы как таковые, а те опасные их проявления,
которые оборачивались сокрытием низких
намерений за маской галантной учтивости, приводили к размыванию этических
принципов, близких самому Мольеру.