«Российская тема»: особенности «дедемонизации» имиджа страны в ибероамериканской прессе (на материале ЧМ-2018)
Ксения Валерьевна Якушкина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Медиа-политический
дискурс, имидж, манипулирование, прагматика, оппозиция «свой-чужой», Россия,
Ибероамерика.
Тезисы
Доклад посвящен вопросам экспликации и
функционирования основных манипулятивных технологий, способствующих
формированию дружелюбной тональности медийных сообщений, целью которых является
пропаганда положительного имиджа России во время Чемпионата Мира по футболу
2018. Необходимость подобного исследования продиктована общемировым интересом к
проблеме многовекторного конструирования имиджа России в условиях современной
глобализованной реальности.
Проблема неоднозначной репрезентации
образа России отражает ключевую особенность современной медийной коммуникации, которая
заключается не столько в информировании, сколько в нормотворчестве и насаждении
«псевдоокружения» — стереотипов, норм, ценностей, установок, ярлыков — для
построения выгодной картины политического мира. В связи с этим повышенный интерес
вызывает вопрос генерирования «противоположных точек зрения» и создания эффекта
«постправды» — т. е. переосмысления отталкивающего имиджа как
привлекательного и наоборот.
В исследовании особо отмечается специфика
использования лингвистических средств и их интегрирование в «околоязыковой»
контекст, а именно применение в рамках манипулятивных стратегий и тактик с
целью популяризации или дискредитации.