О семантике «желтого» и устойчивости словосочетания «gilets jaunes»
Мария Валентиновна Арсентьева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Медиа-дискурс, цветообозначение, синекдоха, десакрализация, gilets jaunes.
Тезисы
Появление на политической арене желтых жилетов повлияло на медиадискурс,
в котором появился колороним желтый и заметно изменил палитру политического пейзажа. Важно выявить семантические изменения в цветообозначении jaune и степень освоения языком словосочетания gilets jaunes .
В результате синекдохи, по продуктивной модели типа les cols blancs, les talons rouges, le maillot jaune произошло превращение
свободного словосочетания gilets
jaunes в устойчивое, приобретшее новое значение, в семантической структуре
которого цветообозначение играет символическую роль. Употребление во множественном и
единственном числах, в обоих родах, в функции детерминатива, наличие
аббревиатуры, отсутствие кавычек свидетельствует о процессе освоения
французским языком данного словосочетания
В диахронии цветообозначение «jaune» амбивалентно. Отрицательная символика отражена в таких фразеологизмах как la maison jaune, la presse jaune, le carton jaune.
Анализ употребления
прилагательного jaune в прессе (lettre jaune, question jaune, nuit jaune)
раскрывает степень его переосмысления, а также обнаруживает случаи его
субстантивации (donner la parole à des jaunes)
Вытеснение прилагательного rouge из устойчивых символических
словосочетаний и замена его на прилагательное jaune в иронических газетных заголовках (France: bleu blanc jaune) есть, быть может, симптом
начала десакрализации красного цвета.