XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019).

Образ студента в каталанских фольклорных сказках

Анна Валентиновна Баканова
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Каталанский язык, каталанский фольклор, эпитет, бытовая сказка.

Тезисы

Студенческие образы, как известно, являются одними из ключевых в народной сказке. Находчивый герой сталкивается в бытовой сказке не с волшебными силами, а со всевозможными жизненными невзгодами. Иногда ему на помощь приходит счастливое стечение обстоятельств, но чаще всего бедному студенту приходится рассчитывать только на свою смекалку, ум, находчивость, смелость, изворотливость и даже прибегать к обману и насмешке. Это подтверждают и названия каталанских сказок о студентах: «L’estudiant valent», «Mentides d’estudiant», «L’estudiant de mal cor», «L’estudiant bergant», «L’estudiant belitre» и другие. В каталанской традиции сказки, в которых присутствуют студенческие образы, относятся к жанру бытовой сказки — «rondalles humanes», а именно, к анекдотическому (сатирико-комическому) подвиду бытовой сказки — «rondalla humorística». С точки зрения формы для анекдотических сказок характерны краткость изложения, разговорная лексика, преобладание диалогической речи, комическое словотворчество, пародирование, реалистический гротеск. С содержательной точки зрения главным героем подобных сказок являются комизм и смех, с помощью которых одерживается победа над противником и разрешается конфликт. Развитие сюжета анекдотической сказки построено на веселом фарсе и логике смеха. Образ студента становится воплощением основных признаков героя подобных сказок: он и беден, и зачастую бесправен, и хитер, он ловко прикидывается простаком и может легко обвести вокруг пальца своего оппонента, который вынужденно исполняет роль глупца в сказочном повествовании. В каталанском народном фольклоре образ студента сближается с образом шута, плута, мудрого отгадчика, ловкого работника и фольклорного дурака, а его поведение определяется поэтикой смеха и приемами комизма.