XLVII Международная филологическая научная конференция

Кино|текст

Любовь Дмитриевна Бугаева
Руководитель
«Рассказывать истории при помощи демонстрации движущихся картин» – так была сформулирована идея кинематографа на заре эпохи кино. Удивительно, но человек тянется к вымыслу, тогда как от человеческого разума, как и от любой системы сбора информации, можно было бы ожидать «аппетита к истине» (Брайан Бойд). Конструирование нарративов – это познавательная игра с социально значимой информацией, которая позволяет проводить мыслительные эксперименты и проигрывать разные модели поведения и разные сценарии. События не организуются в истории сами по себе, но наделяются связностью и динамикой в силу общечеловеческого стремления к нарративизации истории (Хейден Уайт). Как происходит превращение рассказа и истории, большой и малой, чужой и своей, в кинонарратив? Какими нарративными стратегиями пользуется кинематограф, конструируя то или иное пространство и время? Как в кино происходит передача чужого опыта, передача ощущения «каково это» быть кем-то или чем-то? Какова роль героя-рассказчика? Как строится на экране нарратив «расходящихся тропок»? Как рассказывается история в VR кинематографе? В какие нарративные игры играет кино? Эти и другие вопросы о связи истории и рассказа предполагается обсудить на секции в марте.
К участию в работе Кинотекста-2018 приглашаются все заинтересованные в исследовании и интерпретации способов, механизмов и примеров рассказывания историй на экране. Приветствуются доклады по теории и практике российского и мирового кинематографа.

Недостоверный рассказчик как нарративная стратегия

Всеволод Вячеславович Коршунов
Докладчик
старший преподаватель
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова

Дизайн как сценарий: метаморфозы образа города в двух фильмах о «Бегущем по лезвию» и ускоренный коллапс глобальной цивилизации

Анжелика Александровна Артюх
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Поединок певцов как способ конструирования киносюжета: Алан Кросланд, Григорий Александров, Милош Форман

Надежда Яковлевна Григорьева
Докладчик
преподаватель
Университет Тюбингена

Вторая жизнь Маттиа Паскаля в образе Смурова из «Соглядатая» Владимира Набокова

Игорь Павлович Смирнов
Докладчик
профессор
Констанцский университет

Артист неигрового кино в нарративных стратегиях современной документалистики

Артем Николаевич Зорин
Докладчик
профессор
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова

Кинонарративы вменяемости

Григорий Львович Тульчинский
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Метафикциональность в slow cinema: поиск фигуры

Лариса Евгеньевна Муравьева
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

Модель «вложенных сознаний». Анализ фильма «Идиот» И. Пырьева.

Роман Максович Перельштейн
Докладчик
доцент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

"Двуголосое слово" как структурообразующий принцип построения нарративов в фильмах "Дюба-Дюба" и "Окраина"

Борис Викторович Рейфман
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет

Двойственность метамодернистского нарратива в кинематографе

Александр Владимирович Кечик
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Квадрат в кинематографе: бутафория и метафора

Светлана Александровна Мартынова
Докладчик
старший преподаватель
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Возможна ли водевилизация военной истории: популярные кинонарративы об Отечественной войне 1812 года в советском жанровом кино

Светлана Николаевна Еланская
Докладчик
доцент
Тверской государственный университет

Историческая реальность в художественном пространстве фильма

Наталья Евгеньевна Мариевская
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Соблазнение как инструмент политики в сюжете фильма

Мария Андреевна Батова
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Трансформация истории в сценариях и фильмах А. Тарковского ("Зеркало", "Андрей Рублев")

Ирина Анатольевна Мартьянова
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Страдания немолодого кинока: нарративные опыты Вертова-сценариста

Александр Алексеевич Пронин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Жертва и насилие в контексте эволюции историко-революционного нарратива советского довоенного кинематографа

Андрей Апостолов
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Па-де-де 56: кинотанец и кинонарратив на фоне ХХ съезда партии

Валерий Юрьевич Вьюгин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Эзопов язык здесь и сейчас: случай группировки "Ленинград"

Андрей Анатольевич Россомахин
Докладчик
Европейский университет в Санкт-Петербурге

«Доверие» (1976) – похождения Ленина в Финляндии?

Mia Öhman
Докладчик
аспирант
Хельсинский университет

«Аленка» Б. В. Барнета: «детский фильм» как способ критического социального высказывания в советском кино

Светлана Александровна Семенчук
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Симуляция смысла и смысл симуляции: куда ведут нарративные тропки в клипе?

Франциска Викторовна Фуртай
Докладчик
профессор
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

Реэнектмент в современном искусстве: перформатив, игра, нарратив

Алина Владимировна Венкова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Нарративные стратегии в цифровой эстетике

Михаил Александрович Степанов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Принципы наррации в VR-фильме

Любовь Дмитриевна Бугаева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Визуализация травматического опыта и концепт «темной экологии» Тимоти Мортона: травма как постгуманистическая экосистема

Дмитрий Юрьевич Голынко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Игра в классику: нарративные стратегии в сериале «Аббатство Даунтон»

Вера Борисовна Полищук
Докладчик
независимый исследователь

Не только Холмс: функция рассказчика в телеэпопеях о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне

Елена Сергеевна Кащенко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Взаимодействие кинематографической вселенной режиссера и литературного первоисточника на примере «Жизни богемы» А. Каурисмяки

Виктор Сергеевич Непша
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Движение к сакральному в сюжете фильма: от Сергея Герасимова до Алексея Балабанова

Светлана Сергеевна Козлова
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

Шаманский сторителлинг в современном кинематографе

Анна Владимировна Конева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Модели взаимодействия реплик и ремарок сценария для создания аудио- и видеоряда кинотекста

Олеся Александровна Пантелеенко
Докладчик
старший преподаватель
Беларусский государственный университет