XLVII Международная филологическая научная конференция

Метафикциональность в slow cinema: поиск фигуры

Лариса Евгеньевна Муравьева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2018-03-22
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

метафикциональность; теория вымысла; кинонарратив; slow cinema; нарративные фигуры

Тезисы

На всем протяжении развития кинематографа граница вымышленного и фактического оставалась источником экспериментов и очагом повышенного смыслообразования. Теория вымысла, с 90-х годов занятая изучением «фикциональных указателей», уделяет особое внимание поиску границ метавымысла в нарративах различной медиальной и жанровой природы. Вопрос создания метафикциональности в кино остается одним из наименее изученных. Формально метавымысел маркируется нарративной фигурой (металепсис, редупликация, удвоение), задающей игру с нарративными уровнями. Чаще всего фигура затрагивает функцию участников мира истории, наделяя их гибридными характеристиками. Гибридный персонаж существует одновременно в нескольких диегезисах и выполняет функцию проводника между ними (писатель в «Реконструкции» К. Боэ). В то же время, опыт авторского кино показывает: метафикциональность не сводится к созданию «шкатулочного мира», выходящего из-под пера Демиурга, но выстраивает многомерное повествование со сложной онтологической природой. Одним из признаков нового взгляда на метавымысел в кинонарративе становится отсутствие фигуры, маркирующей сдвиг во вторичную реальность. Функции гибридного персонажа существенно трансформируются в slow cinema: фигура уступает место киностилистике. Так, в «Хаухе» Л. Алонсо героиня существует одновременно и в стране благоденствия XIX века, и в современной Дании; однако смещения между диегезисами не маркируются «креативной функцией» персонажа. Особую роль в создании метафикциональности вместо фигуры выполняют кинематографические средства: от тревеллинга и движения камеры до внутрикадрового монтажа. Разрушение онтологической целостности мира истории и гибридизация персонажа трансформируют событийную логику фильма, в которой статус подлинного события постоянно оспаривается. В докладе будут рассмотрены два полюса кинематографической метафикциональности и изучены стратегии создания гибридного персонажа на примере фильмов К. Боэ и Л. Алонсо.