XLVII Международная филологическая научная конференция

Соблазнение как инструмент политики в сюжете фильма

Мария Андреевна Батова
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

2-у
2018-03-23
12:30 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Кино; драматургия; политика; соблазнение; механизмы; манипуляция; искушение; игра; образ; фабула; сюжет

Тезисы

Исследование драматургических механизмов, способствующих построению сюжетообразующих элементов кинокартин, затрагивающих политическую тематику, напрямую связано с анализом  социального процесса и его воздействием на ход исторических событий. Одним из наиболее распространённых приёмов, характерных для развития драматургического действия, является мотив соблазнения. Основные механизмы соблазнения выстраиваются на манипулятивных методах воздействия одного персонажа в отношении другого. Главной мотивацией героя, на которого происходит воздействие, становится достижение заданной в рамках фабулы цели или же удовольствия, которое находится под запретом, подавляется заявленными правилами и общественными нормами. Необходимо отметить, что исследуемый процесс может обладать не только эротической коннотацией,  но и подразумевать иные манипулятивные механизмы, используемые для реализации необходимых задач. Образ героя-соблазнителя  представляет собой доминирующего персонажа, обладающего большей информацией и, следовательно, властью, нежели его жертва. Благодаря набору определённых качеств и характеристик, функционирующих в драматургической системе координат, персонажу-соблазнителю свойственна дуальная, демоническая природа, которая заключается в раздвоении его основных целей и поступков. В данном контексте мотив соблазнения включает в себя элемент игры, которая характеризуется наличием манипуляции, притворства со стороны соблазнителя и исполнением определённой роли, которая провоцирует амбивалентное восприятие исследуемого персонажа. Таким образом, мотив соблазнения в картинах, затрагивающих политическую тематику, объединяет в себе элементы власти и игры, которые служат для реализации драматургического потенциала. Для более детального анализа исследуемой темы следует рассмотреть картины американского и европейского кинематографа, режиссёров Б. Левинсона, М. Ритчи, П. Соррентино и др., наиболее подробно описывающие манипулятивные методы в политической сфере западных государств.