XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Стратегия эмоционализации в экологическом медиадискурсе Германии 2000-х и 2020-х гг.

София Михайловна Батухтина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе предлагается сравнительный лингводискурсивный анализ реализации коммуникативной стратегии эмоционализации в немецких медиатекстах 2000-х и 2020-х гг. В ходе исследования были выявлены языковые средства, с помощью которых авторы статей об экологии вызывают различные эмоций у читателей. Такими средствами, напр., являются эмоционально окрашенная лексика, фигуры речи (метафоры, эпитеты), фразеологические выражения, риторические вопросы.





Тезисы

Ключевые слова: коммуникативная стратегия; эмоционализация; немецкая пресса; медиатекст; DIMEAN

Восприятие человеком окружающего мира во многом зависит от того, каким представлен этот мир в СМИ. Целью настоящего исследования является сравнительный лингводискурсивный и коммуникативно-прагматический анализ языковых средств эмоционализации в немецкой прессе. Для эмоционализации текстов, посвященных вопросам экологии, журналисты прибегают к коммуникативным стратегиям, то есть ищут речевые способы воздействия на адресата.
Стратегический подход в целом базируется на общих знаниях и когнитивных моделях социума [Иссерс, 2008: 55]. Стратегия эмоционализации способна создавать положительный или отрицательный имидж того или иного дискурсивного события, личности или феномена, что, напр., реализуется с помощью эмоционально окрашенной лексики, различных фигур речи и синтаксических конструкций. Сильные и яркие эмоции надолго остаются в памяти читателя, что в свою очередь выгодно для издания и авторов, в частности. Эмоциональный способ воздействия на читателя отмечают многие лингвисты, обсуждая эмоциональную составляющую медиатекстов. Как считал Т. А. ван Дейк, факты лучше описываются и запоминаются, если они содержат или возбуждают сильные эмоции [Dijk, 1988: 85].
Материалом для анализа послужили статьи немецкой печатной прессы 2000-х и 2020-х гг. Тексты статей были проанализированы в рамках внутритекстуального уровня модели лингводискурсивного анализа DIMEAN [Spitzmüller, Warnke, 2011: 201].
Проведённый анализ позволяет говорить об активном обращении к стратегии эмоционализации при освещении экологических тем. Чаще всего уже сами заголовки формулируются таким образом, чтобы вызвать любопытство (Gefährliches Erbe im Sand ‘Опасное наследие в песке’), смятение (Wir leben in Brandenburg auf einem Pulverfass ‘В Бранденбурге мы живем на пороховой бочке’) и т.д. Они часто выражены идиоматично (Wasser predigen, aber bei Wein dinieren ‘Проповедовать воду, но ужин запивать вином’), в форме риторических вопросов (Können wir noch guten Gewissens Kinder in die Welt setzen? ‘Можем ли мы с чистой совестью впускать в этот мир детей?’).
Эмоционализация экологических дискурсивных событий реализуется в основной части, например, в описаниях через использование различных тропов (vom Corona-Topf in den Energie-Topf ‘из копилки для борьбы с коронавирусом в энергетическую копилку’; selbes Geld, neue Fassade ‘те же деньги за новым фасадом’). Внедрение фотографий с места события, портретов участников коммуникации, ассоциативных изображений также способствует эмоционализации в совокупности с вербальной частью всего медиатекста. Стоит отметить усиление роли мультимодальных средств в 2020-х по сравнению с 2000-ми гг. Кроме того, статьи 2000-х гг. отличаются более активным использованием образных языковых средств и эмоционально-оценочной лексики.

Литература:
Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008.
Van Dijk T. A. News as discourse. London, 1988.
Spitzmüller J., Warnke I. Diskurslinguistik: eine Einführung in Theorien und Methoden der transtextuellen Sprachanalyse. Berlin; New York, 2011.