Стратегия эмоционализации в экологическом медиадискурсе Германии 2000-х и 2020-х гг.
София Михайловна Батухтина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе
предлагается сравнительный лингводискурсивный анализ реализации коммуникативной
стратегии эмоционализации в немецких медиатекстах 2000-х и 2020-х гг. В ходе исследования
были выявлены языковые средства, с помощью которых авторы статей об экологии вызывают
различные эмоций у читателей. Такими средствами, напр., являются
эмоционально окрашенная лексика, фигуры речи (метафоры, эпитеты), фразеологические
выражения, риторические вопросы.
Тезисы
Ключевые слова:
коммуникативная стратегия; эмоционализация; немецкая пресса; медиатекст; DIMEAN
Восприятие
человеком окружающего мира во многом зависит от того, каким представлен этот
мир в СМИ. Целью настоящего исследования является сравнительный лингводискурсивный
и коммуникативно-прагматический анализ языковых средств эмоционализации в
немецкой прессе. Для эмоционализации текстов, посвященных вопросам экологии, журналисты
прибегают к коммуникативным стратегиям, то есть ищут речевые способы
воздействия на адресата.
Стратегический
подход в целом базируется на общих знаниях и когнитивных моделях социума [Иссерс,
2008: 55]. Стратегия эмоционализации способна создавать положительный или
отрицательный имидж того или иного дискурсивного события, личности или феномена,
что, напр., реализуется с помощью эмоционально окрашенной лексики, различных
фигур речи и синтаксических конструкций. Сильные и яркие эмоции надолго
остаются в памяти читателя, что в свою очередь выгодно для издания и авторов, в
частности. Эмоциональный способ воздействия на читателя отмечают многие
лингвисты, обсуждая эмоциональную составляющую медиатекстов. Как считал Т. А.
ван Дейк, факты лучше описываются и запоминаются, если они содержат или
возбуждают сильные эмоции [Dijk, 1988: 85].
Материалом для
анализа послужили статьи немецкой печатной прессы 2000-х и 2020-х гг. Тексты
статей были проанализированы в рамках внутритекстуального уровня модели
лингводискурсивного анализа DIMEAN [Spitzmüller, Warnke, 2011: 201].
Проведённый анализ
позволяет говорить об активном обращении к стратегии эмоционализации при
освещении экологических тем. Чаще всего уже сами заголовки формулируются таким
образом, чтобы вызвать любопытство (Gefährliches
Erbe im Sand ‘Опасное наследие в песке’),
смятение (Wir leben in Brandenburg auf
einem Pulverfass ‘В Бранденбурге мы живем на пороховой бочке’) и т.д. Они
часто выражены идиоматично (Wasser
predigen, aber bei Wein dinieren ‘Проповедовать воду, но ужин запивать
вином’), в форме риторических
вопросов (Können wir noch guten Gewissens
Kinder in die Welt setzen? ‘Можем ли мы с чистой совестью впускать в этот
мир детей?’).
Эмоционализация экологических
дискурсивных событий реализуется в основной части, например, в описаниях через
использование различных тропов (vom
Corona-Topf in
den
Energie-Topf ‘из
копилки для борьбы с коронавирусом в энергетическую копилку’; selbes Geld, neue Fassade ‘те же деньги за новым фасадом’). Внедрение фотографий с места события, портретов участников
коммуникации, ассоциативных изображений также способствует эмоционализации в
совокупности с вербальной частью всего медиатекста. Стоит отметить усиление
роли мультимодальных средств в 2020-х по сравнению с 2000-ми гг. Кроме того,
статьи 2000-х гг. отличаются более активным использованием образных языковых
средств и эмоционально-оценочной лексики.
Литература:
Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и
тактики русской речи. М.,
2008.
Van Dijk T.
A. News as discourse. London, 1988.
Spitzmüller J., Warnke
I. Diskurslinguistik: eine Einführung in Theorien und Methoden der transtextuellen Sprachanalyse. Berlin; New York, 2011.