Библейский контекст пьесы Н. К. Рериха «Милосердие»
Анастасия Вадимовна Макарова
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
«Милосердие» (1917), единственная
сохранившаяся драма Н. К. Рериха, долгое время находилась на периферии научного
изучения. В докладе анализируется, как Библия повлияла на текст, стиль, образный
строй и содержательный план пьесы, пронизанной апокалиптическими мотивами. Рассматриваются
пути изменения и переосмысления библейского текста. Доказывается, что основная для
драмы проблема воздаяния решается в созвучном Библии ключе: как неотвратимость
возмездия и торжество мудрой Высшей воли над предвзятыми представлениями и
страстями людей.
Тезисы
Ключевые слова: Рерих; драма
«Милосердие»; Библия; пророчества; проблема воздаяния
Целью настоящего доклада стало определение воздействия Библии на текст и идейное содержание пьесы Н. К. Рериха «Милосердие» (1917). Детальный анализ диалога, в который вступает автор со Священным Писанием, осуществляется впервые, в чем и заключается новизна представленного материала. Драма, отразившая потрясение Рериха от революции 1917 г., исполнена эсхатологического пафоса: борьба с восставшими против нравственности и культуры истолковывается как решающее сражение добра и зла. Центральной становится проблема справедливого воздаяния. Два древних пророчества о дне Божьего суда, «дне гнева и скорби», которые старейшины относят к настоящему моменту, заимствуются автором из книг пророков Михея (Мих. 3:9—12) и Софонии (Соф. 1:14—18). Их содержание напрямую связывается с творящимися беззакониями в драме, которая завершается сценой суда над преступниками. Пророческая тема разрабатывалась Рерихом-художником и до этого: в 1912—14 гг. он создал т. н. Предвоенную, или Пророческую серию, полотна которой овеяны апокалиптическими мотивами.
Оба пророчества в пьесе представляют собой инвективу, выразительность которой достигается типическими чертами библейской поэтики [Мень, 2002: 473—479]: метафорами, амплификациями, гиперболами и др. Рерих изменяет ветхозаветный текст в нескольких направлениях. Во-первых, реалии, связывающие откровение с иудейским царством, убираются или заменяются нейтральными родовыми понятиями. Во-вторых, опускаются упоминания Господа как субъекта действия, чем подчеркивается надличный характер осуществляемого возмездия. Понимание Высшего Начала в «Милосердии» самостоятельно и многопланово: это и объективные мировые законы (в т. ч. закон вечной жизни, закон воздаяния), и Высшее Существо, для общения с которым главный герой праведник Гайятри, подобно Моисею, восходит на гору.
В пророчестве драмы встречается образ чудовища, олицетворяющий бунтовщиков и соотносящийся со зверем из Апокалипсиса (Откр. 17:8): «И возникнет чудовище. И наполнит землю! И воздаст себе!» [Рерих, 2015: 24]. Самоуничтожение мятежников происходит не только согласно общему причинно-следственному закону, но и буквально: благодаря чудесной силе отражения, дарованной Гайятри, все помыслы, направленные на него, возвращаются к их прародителям. Так преступники убивают самих себя.
В «Милосердии» утверждается, что полное, истинное воздаяние может и должно совершаться только свыше, а не человеческими руками. Рерих выступает против дословного понимания библейской максимы «поднявший меч от меча да погибнет» (Мф. 26:52, Откр. 13:10). Приводящий её в пьесе старик призывает расправиться с бунтовщиками так же жестоко, как поступали они с мирными горожанами, но Гайятри пресекает новые казни. Ключевым для этической проблематики драмы становится другой библейский принцип, на который ссылается старейшина: «Мне отмщение, воздам Я» (Рим. 12:19) — согласно которому только Высшая воля может определить соизмеримое действию воздаяние. На этот принцип и опирается Гайятри при решении судьбы мятежников.
Литература:
Мень А. В. Библиологический словарь: В 3 т. Т. 2. М., 2002.
Рерих Н. К. Милосердие. Новосибирск, 2015.
Целью настоящего доклада стало определение воздействия Библии на текст и идейное содержание пьесы Н. К. Рериха «Милосердие» (1917). Детальный анализ диалога, в который вступает автор со Священным Писанием, осуществляется впервые, в чем и заключается новизна представленного материала. Драма, отразившая потрясение Рериха от революции 1917 г., исполнена эсхатологического пафоса: борьба с восставшими против нравственности и культуры истолковывается как решающее сражение добра и зла. Центральной становится проблема справедливого воздаяния. Два древних пророчества о дне Божьего суда, «дне гнева и скорби», которые старейшины относят к настоящему моменту, заимствуются автором из книг пророков Михея (Мих. 3:9—12) и Софонии (Соф. 1:14—18). Их содержание напрямую связывается с творящимися беззакониями в драме, которая завершается сценой суда над преступниками. Пророческая тема разрабатывалась Рерихом-художником и до этого: в 1912—14 гг. он создал т. н. Предвоенную, или Пророческую серию, полотна которой овеяны апокалиптическими мотивами.
Оба пророчества в пьесе представляют собой инвективу, выразительность которой достигается типическими чертами библейской поэтики [Мень, 2002: 473—479]: метафорами, амплификациями, гиперболами и др. Рерих изменяет ветхозаветный текст в нескольких направлениях. Во-первых, реалии, связывающие откровение с иудейским царством, убираются или заменяются нейтральными родовыми понятиями. Во-вторых, опускаются упоминания Господа как субъекта действия, чем подчеркивается надличный характер осуществляемого возмездия. Понимание Высшего Начала в «Милосердии» самостоятельно и многопланово: это и объективные мировые законы (в т. ч. закон вечной жизни, закон воздаяния), и Высшее Существо, для общения с которым главный герой праведник Гайятри, подобно Моисею, восходит на гору.
В пророчестве драмы встречается образ чудовища, олицетворяющий бунтовщиков и соотносящийся со зверем из Апокалипсиса (Откр. 17:8): «И возникнет чудовище. И наполнит землю! И воздаст себе!» [Рерих, 2015: 24]. Самоуничтожение мятежников происходит не только согласно общему причинно-следственному закону, но и буквально: благодаря чудесной силе отражения, дарованной Гайятри, все помыслы, направленные на него, возвращаются к их прародителям. Так преступники убивают самих себя.
В «Милосердии» утверждается, что полное, истинное воздаяние может и должно совершаться только свыше, а не человеческими руками. Рерих выступает против дословного понимания библейской максимы «поднявший меч от меча да погибнет» (Мф. 26:52, Откр. 13:10). Приводящий её в пьесе старик призывает расправиться с бунтовщиками так же жестоко, как поступали они с мирными горожанами, но Гайятри пресекает новые казни. Ключевым для этической проблематики драмы становится другой библейский принцип, на который ссылается старейшина: «Мне отмщение, воздам Я» (Рим. 12:19) — согласно которому только Высшая воля может определить соизмеримое действию воздаяние. На этот принцип и опирается Гайятри при решении судьбы мятежников.
Литература:
Мень А. В. Библиологический словарь: В 3 т. Т. 2. М., 2002.
Рерих Н. К. Милосердие. Новосибирск, 2015.