XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Библейский контекст пьесы Н. К. Рериха «Милосердие»

Анастасия Вадимовна Макарова
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

«Милосердие» (1917), единственная сохранившаяся драма Н. К. Рериха, долгое время находилась на периферии научного изучения. В докладе анализируется, как Библия повлияла на текст, стиль, образный строй и содержательный план пьесы, пронизанной апокалиптическими мотивами. Рассматриваются пути изменения и переосмысления библейского текста. Доказывается, что основная для драмы проблема воздаяния решается в созвучном Библии ключе: как неотвратимость возмездия и торжество мудрой Высшей воли над предвзятыми представлениями и страстями людей.

Тезисы

Ключевые слова: Рерих; драма «Милосердие»; Библия; пророчества; проблема воздаяния  

Целью настоящего доклада стало определение воздействия Библии на текст и идейное содержание пьесы Н. К. Рериха «Милосердие» (1917). Детальный анализ диалога, в который вступает автор со Священным Писанием, осуществляется впервые, в чем и заключается новизна представленного материала. Драма, отразившая потрясение Рериха от революции 1917 г., исполнена эсхатологического пафоса: борьба с восставшими против нравственности и культуры истолковывается как решающее сражение добра и зла. Центральной становится проблема справедливого воздаяния. Два древних пророчества о дне Божьего суда, «дне гнева и скорби», которые старейшины относят к настоящему моменту, заимствуются автором из книг пророков Михея (Мих. 3:9—12) и Софонии (Соф. 1:14—18). Их содержание напрямую связывается с творящимися беззакониями в драме, которая завершается сценой суда над преступниками. Пророческая тема разрабатывалась Рерихом-художником и до этого: в 1912—14 гг. он создал т. н. Предвоенную, или Пророческую серию, полотна которой овеяны апокалиптическими мотивами.
Оба пророчества в пьесе представляют собой инвективу, выразительность которой достигается типическими чертами библейской поэтики [Мень, 2002: 473—479]: метафорами, амплификациями, гиперболами и др. Рерих изменяет ветхозаветный текст в нескольких направлениях. Во-первых, реалии, связывающие откровение с иудейским царством, убираются или заменяются нейтральными родовыми понятиями. Во-вторых, опускаются упоминания Господа как субъекта действия, чем подчеркивается надличный характер осуществляемого возмездия. Понимание Высшего Начала в «Милосердии» самостоятельно и многопланово: это и объективные мировые законы (в т. ч. закон вечной жизни, закон воздаяния), и Высшее Существо, для общения с которым главный герой праведник Гайятри, подобно Моисею, восходит на гору.
В пророчестве драмы встречается образ чудовища, олицетворяющий бунтовщиков и соотносящийся со зверем из Апокалипсиса (Откр. 17:8): «И возникнет чудовище. И наполнит землю! И воздаст себе!» [Рерих, 2015: 24]. Самоуничтожение мятежников происходит не только согласно общему причинно-следственному закону, но и буквально: благодаря чудесной силе отражения, дарованной Гайятри, все помыслы, направленные на него, возвращаются к их прародителям. Так преступники убивают самих себя.
В «Милосердии» утверждается, что полное, истинное воздаяние может и должно совершаться только свыше, а не человеческими руками. Рерих выступает против дословного понимания библейской максимы «поднявший меч от меча да погибнет» (Мф. 26:52, Откр. 13:10). Приводящий её в пьесе старик призывает расправиться с бунтовщиками так же жестоко, как поступали они с мирными горожанами, но Гайятри пресекает новые казни. Ключевым для этической проблематики драмы становится другой библейский принцип, на который ссылается старейшина: «Мне отмщение, воздам Я» (Рим. 12:19) — согласно которому только Высшая воля может определить соизмеримое действию воздаяние. На этот принцип и опирается Гайятри при решении судьбы мятежников.  

Литература:
Мень А. В. Библиологический словарь: В 3 т. Т. 2. М., 2002.
Рерих Н. К. Милосердие. Новосибирск, 2015.