Разрушение или экспансия? (Романтизм и творчество Гоголя середины 1830-х годов) / Destruction or expansion? (Romanticism and creativity of Gogol in the mid-1830s)
Александр Анатольевич Карпов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн 188
2023-03-17
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: Гоголь; романтизм; реализм; трансформация; травестия
Keywords: Gogol; romanticism; realism; transformation; travesty
Аннотация: В докладе рассматривается характер трансформации романтической системы в творчестве Гоголя середины 1830-х годов. Внимание уделено как художественным произведениям писателя, так и его статьям, вошедшим в сборник «Арабески» (1835).
Abstract: The report examines the nature of the transformation of the romantic system in Gogol's work of the mid-1830s. Attention is paid to both the writer's works of fiction and his articles included in the collection "Arabesques" (1835).
Keywords: Gogol; romanticism; realism; transformation; travesty
Аннотация: В докладе рассматривается характер трансформации романтической системы в творчестве Гоголя середины 1830-х годов. Внимание уделено как художественным произведениям писателя, так и его статьям, вошедшим в сборник «Арабески» (1835).
Abstract: The report examines the nature of the transformation of the romantic system in Gogol's work of the mid-1830s. Attention is paid to both the writer's works of fiction and his articles included in the collection "Arabesques" (1835).
Тезисы
Статья «Несколько слов о Пушкине»,
опубликованная в сборнике «Арабески» (1835), традиционно воспринимается как
манифест Гоголя-реалиста. Между тем, ключевая для реалистов идея обращения к
сфере будничного сочетается в ней с важнейшим для романтиков стремлением
запечатлеть «необыкновенное». С сочувствием говоря об обращении зрелого Пушкина
к повседневности, о предпочтении исключительному — «обыкновенного» как о
свидетельстве «достоинства» подлинного художника, автор заключает свои
рассуждения ключевой для его работы фразой, определяющей идеальный тип
творчества и диалектически связывающей центральные понятия статьи: «…чем
предмет обыкновеннее, тем выше надо быть поэту, чтобы извлечь из него
необыкновенное и чтобы это необыкновенное было между прочим совершенная истина»
[Гоголь 2002: 94]. Только что провозглашенная «верность» предмету изображения
дополняется требованием активного, целенаправленного действия по отношению к
нему, «извлечение» «необыкновенного» провозглашается высшей целью искусства.
Сходные положения по разным поводам высказываются и в других статьях «Арабесок» — «О Средних веках», «Шлецер, Миллер и Гердер», «Последний день Помпеи».
Сформулированные в статьях принципы реализуются в ряде художественных произведений Гоголя 1830-х годов. Так, в «Портрете» житейски достоверная история превращения талантливого художника в ремесленника соотносится с архетипическим сюжетом о продаже души дьяволу и вводится в контекст апокалиптических ожиданий повествователя. В «Старосветских помещиках» рассказ о любви-привычке пожилых провинциальных «существователей» обнаруживает тесную связь с характерным для романтизма сюжетом о любви и смерти, любви за гробом, воспроизводит общую схему и комплекс основных мотивов такого рода произведений. Аналогичным образом в «Клочках из записок сумасшедшего» Гоголь преобразует широко известный сюжет о высоком безумце, вступающем в конфликт с миром. Вновь радикально изменив оболочку сюжета (вместо незаурядной личности героем становится петербургский обыватель), писатель сохраняет его суть, развивая темы неразделенной любви, прозрения, бунта. В «Невском проспекте» романтические темы разлада мечты и «существенности», крушения иллюзий, всесилия жестокой судьбы раскрываются и с трагической (Пискарев), и с комической (Пирогов) стороны, а в концовке произведения иллюстрируются множеством ничтожных и комичных примеров, выглядящих как пародия на романтизм, что не мешает опирающемуся на них повествователю завершить свой монолог глобальным выводом о присутствии в мире метафизического зла.
Последовательно прозаизируя, по сути, травестируя типовые романтические сюжеты, разрабатывая их на материале повседневности, Гоголь идет по пути не отрицания, но трансформации романтизма – по пути своего рода экспансии. Романтическое мировидение распространяется на новые, прежде третируемые, сферы жизни. Ключевые для романтизма идеи, темы, проблемы обнаруживают свою универсальность, укорененность в действительности, разнообразие вариантов реализации. В творческой практике как самого Гоголя, так и его современников («Катенька Пылаева, моя будущая жена» (1835) П.Н. Кудрявцева, «Путевые впечатления и, между прочим, горшок герани» (1840) А.Ф. Вельтмана и др.) подобная экспансия приводит к сложным и неоднозначным результатам. Литература:
Сформулированные в статьях принципы реализуются в ряде художественных произведений Гоголя 1830-х годов. Так, в «Портрете» житейски достоверная история превращения талантливого художника в ремесленника соотносится с архетипическим сюжетом о продаже души дьяволу и вводится в контекст апокалиптических ожиданий повествователя. В «Старосветских помещиках» рассказ о любви-привычке пожилых провинциальных «существователей» обнаруживает тесную связь с характерным для романтизма сюжетом о любви и смерти, любви за гробом, воспроизводит общую схему и комплекс основных мотивов такого рода произведений. Аналогичным образом в «Клочках из записок сумасшедшего» Гоголь преобразует широко известный сюжет о высоком безумце, вступающем в конфликт с миром. Вновь радикально изменив оболочку сюжета (вместо незаурядной личности героем становится петербургский обыватель), писатель сохраняет его суть, развивая темы неразделенной любви, прозрения, бунта. В «Невском проспекте» романтические темы разлада мечты и «существенности», крушения иллюзий, всесилия жестокой судьбы раскрываются и с трагической (Пискарев), и с комической (Пирогов) стороны, а в концовке произведения иллюстрируются множеством ничтожных и комичных примеров, выглядящих как пародия на романтизм, что не мешает опирающемуся на них повествователю завершить свой монолог глобальным выводом о присутствии в мире метафизического зла.
Последовательно прозаизируя, по сути, травестируя типовые романтические сюжеты, разрабатывая их на материале повседневности, Гоголь идет по пути не отрицания, но трансформации романтизма – по пути своего рода экспансии. Романтическое мировидение распространяется на новые, прежде третируемые, сферы жизни. Ключевые для романтизма идеи, темы, проблемы обнаруживают свою универсальность, укорененность в действительности, разнообразие вариантов реализации. В творческой практике как самого Гоголя, так и его современников («Катенька Пылаева, моя будущая жена» (1835) П.Н. Кудрявцева, «Путевые впечатления и, между прочим, горшок герани» (1840) А.Ф. Вельтмана и др.) подобная экспансия приводит к сложным и неоднозначным результатам. Литература:
- Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 23 т. Т. 3. М.: Наука, 2009. С. 90–96.