LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Лингвосемиотическое конструирование пространственных образов в романе Ольги Токарчук "Бегуны"

Светлана Сергеевна Иванова
Докладчик
доцент
НИУ Московский государственный строительный университет

168 ОНЛАЙН
2023-03-17
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Семиозис; пространственный образ; когнитивное картирование; индексально-символический знак; вербально-визуальный код

Тезисы

Цель работы связана с лингвосемиотическим анализом инструментов конструирования ментальных пространственных образов в романе Ольги Токарчук «Бегуны».
Ольга Токарчук (Olga Tokarczuk, род. 1962) — современная польская писательница, поэтесса, лауреат Нобелевской премии в области литературы (за 2018 г.).

Объектом исследования в рамках данной работы являются ментальные пространственные образы в романе Ольги Токарчук.
Предметом исследования выступает когнитивное картирование как способ репрезентации и конструирования ментальных пространственных образов и метод интерпретации текста.
Мы исходим из того, что семиотика пространства «выясняет не то, что означают те или иные пространственные формы, а то, как они это делают» (Л. Чертов). Термин «ментальная карта» введен Эдвардом Толменом в 1948 г. На данный момент параллельно используются понятия: ментальные карты, когнитивные, интеллектуальные. Везде речь идёт о знаковом способе хранения и структурирования информации, имеющей географическую (пространственную) «привязку», о реконструкции и конструировании пространства в сознании. При этом одним и тем же термином могут обозначаться «и образ окружающей среды в уме индивида, и карта как объект иконического отображения на плоскости познавательных или эмоциональных представлений людей об окружающем мире».
Ключевой стилистической чертой романа «Бегуны» является создание и интерпретация пространственных образов. В этом смысле О. Токарчук можно назвать «картографическим» автором. Для автора, так же как и для героини романа, мир представляет собою систему карт, локусов. Не случайно, например, героиня размышляет: «Я вымываю со своих карт все, что причиняет мне боль. С них исчезают места, где я споткнулась, упала, где меня ударили, задели за живое, где у меня что-нибудь болело. Возможно, однажды мне придется стереть целую страну. Карты воспринимают это с пониманием, они тоскуют по белым пятнам, по своему безмятежному детству».
Мы ставим акцент на конструировании пространственных образов. То есть вербальные и визуальные карты представляют собой пространственные конструкты индивидуального сознания. Когнитивная карта — не сам пространственный образ, но его формализованная схема. Осмысляя собственное бытие и мир в целом, автор конструирует в тексте систему карт.
Картированию в романе подвергаются различные локусы: как дискретные пространства (природные и социальные ландшафты), так и ментальные среды (языковое сознание автора и нарратора, пространство памяти говорящего субъекта).
К числу дискретных локусов относятся, например: 1) остров Вис: "Шоссе извилистой дорогой проходит через весь остров. В длину чуть более десяти километров, всего два крупных населенных пункта — Вис и Комижа. До дороги из любой точки не более 3—4 километров. На полях стоят каменные домики с юбочками для вина, виноградными прессами, в некоторых имеются даже съестные припасы и свечи". 2) Река Одра: "Река была невелика, всего-навсего Одра; но ведь и я в то время была маленькой. В иерархии рек она занимала свое место (позже я проверила по картам)  далеко не главное, но достойное, этакая провинциальная виконтесса при дворе королевы Амазонки. Однако меня это устраивало, мне Одра казалась огромной. Она текла как хотела, уже давно никем не регулируемая, склонная к разливам, непредсказуемая. Местами, на мелководье, цеплялась за какие-то подводные препятствия, образуя водовороты". 3) Оливковая роща: "Оливковая роща, совершенно высохшая. Трава шуршит под ногами. Среди выкрученных оливковых деревьев растет дикая ежевика; молодые побеги норовят выскользнуть на тропку и ухватить его за ногу. Повсюду мусор: бумажные платочки, мерзость женских прокладок, оккупированные мухами человеческие экскременты. Другие тоже останавливаются на обочине по нужде. Лень зайти поглубже в заросли, все спешат, даже здесь".
К числу ментальных сред можно отнести: 1) пространство памяти говорящего субъекта: "Я вымываю со своих карт все, что причиняет мне боль...". 2) Языковое сознание автора / нарратора: "Я научилась писать в поездах, отелях и залах ожидания. На откидном столике в самолете. Я делаю пометки под столом во время обеда или в туалете. Пишу на музейной лестнице, в кафе, в машине, припаркованной на обочине".
Пространственные образы (как дискретные, так и ментальные), представленные в романе, рассматриваются в настоящей работе в когнитивно-семиотическом аспекте.
 В докладе анализируются: 1) онтологическая природа отображаемого референта. В тексте романа представлены природные локусы; социальные ландшафты; показана смена пространственных координат нарратором и персонажами; тексты культуры; ментальные пространства; 2) Семиотический способ отображения точек пространства. В романе имя локуса, сопровождаемое системой предикатов, функционирует как иконический либо символический знак; 3) Вербальные пространственные конструкты в романе сопровождаются визуальными картами.
Вербальный и визуальный коды функционируют по принципу взаимодополнительности. Визуальные карты опираются на тип репрезентации пространства по иконическому типу (двухмерный пространственный образ). Эти карты позволяют соотносить вербальные номинации локусов (индексы в вербальном тексте) с вербальными обозначениями на визуальных картах. Визуальные карты репрезентируют дискретные пространственные локусы.