Лингвосемиотическое конструирование пространственных образов в романе Ольги Токарчук "Бегуны"
Светлана Сергеевна Иванова
Докладчик
доцент
НИУ Московский государственный строительный университет
НИУ Московский государственный строительный университет
168 ОНЛАЙН
2023-03-17
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Семиозис; пространственный образ; когнитивное картирование; индексально-символический знак; вербально-визуальный код
Тезисы
Цель работы связана с лингвосемиотическим анализом
инструментов конструирования ментальных пространственных образов в романе Ольги
Токарчук «Бегуны».
Ольга Токарчук (Olga Tokarczuk, род. 1962) — современная польская писательница, поэтесса, лауреат Нобелевской премии в области литературы (за 2018 г.).
Объектом исследования в рамках данной работы являются ментальные пространственные образы в романе Ольги Токарчук.
Предметом исследования выступает когнитивное картирование как способ репрезентации и конструирования ментальных пространственных образов и метод интерпретации текста.
Мы исходим из того, что семиотика пространства «выясняет не то, что означают те или иные пространственные формы, а то, как они это делают» (Л. Чертов). Термин «ментальная карта» введен Эдвардом Толменом в 1948 г. На данный момент параллельно используются понятия: ментальные карты, когнитивные, интеллектуальные. Везде речь идёт о знаковом способе хранения и структурирования информации, имеющей географическую (пространственную) «привязку», о реконструкции и конструировании пространства в сознании. При этом одним и тем же термином могут обозначаться «и образ окружающей среды в уме индивида, и карта как объект иконического отображения на плоскости познавательных или эмоциональных представлений людей об окружающем мире».
Ключевой стилистической чертой романа «Бегуны» является создание и интерпретация пространственных образов. В этом смысле О. Токарчук можно назвать «картографическим» автором. Для автора, так же как и для героини романа, мир представляет собою систему карт, локусов. Не случайно, например, героиня размышляет: «Я вымываю со своих карт все, что причиняет мне боль. С них исчезают места, где я споткнулась, упала, где меня ударили, задели за живое, где у меня что-нибудь болело. Возможно, однажды мне придется стереть целую страну. Карты воспринимают это с пониманием, они тоскуют по белым пятнам, по своему безмятежному детству».
Мы ставим акцент на конструировании пространственных образов. То есть вербальные и визуальные карты представляют собой пространственные конструкты индивидуального сознания. Когнитивная карта — не сам пространственный образ, но его формализованная схема. Осмысляя собственное бытие и мир в целом, автор конструирует в тексте систему карт.
Картированию в романе подвергаются различные локусы: как дискретные пространства (природные и социальные ландшафты), так и ментальные среды (языковое сознание автора и нарратора, пространство памяти говорящего субъекта).
К числу дискретных локусов относятся, например: 1) остров Вис: "Шоссе извилистой дорогой проходит через весь остров. В длину чуть более десяти километров, всего два крупных населенных пункта — Вис и Комижа. До дороги из любой точки не более 3—4 километров. На полях стоят каменные домики с юбочками для вина, виноградными прессами, в некоторых имеются даже съестные припасы и свечи". 2) Река Одра: "Река была невелика, всего-навсего Одра; но ведь и я в то время была маленькой. В иерархии рек она занимала свое место (позже я проверила по картам) — далеко не главное, но достойное, этакая провинциальная виконтесса при дворе королевы Амазонки. Однако меня это устраивало, мне Одра казалась огромной. Она текла как хотела, уже давно никем не регулируемая, склонная к разливам, непредсказуемая. Местами, на мелководье, цеплялась за какие-то подводные препятствия, образуя водовороты". 3) Оливковая роща: "Оливковая роща, совершенно высохшая. Трава шуршит под ногами. Среди выкрученных оливковых деревьев растет дикая ежевика; молодые побеги норовят выскользнуть на тропку и ухватить его за ногу. Повсюду мусор: бумажные платочки, мерзость женских прокладок, оккупированные мухами человеческие экскременты. Другие тоже останавливаются на обочине по нужде. Лень зайти поглубже в заросли, все спешат, даже здесь".
К числу ментальных сред можно отнести: 1) пространство памяти говорящего субъекта: "Я вымываю со своих карт все, что причиняет мне боль...". 2) Языковое сознание автора / нарратора: "Я научилась писать в поездах, отелях и залах ожидания. На откидном столике в самолете. Я делаю пометки под столом во время обеда или в туалете. Пишу на музейной лестнице, в кафе, в машине, припаркованной на обочине".
Пространственные образы (как дискретные, так и ментальные), представленные в романе, рассматриваются в настоящей работе в когнитивно-семиотическом аспекте.
В докладе анализируются: 1) онтологическая природа отображаемого референта. В тексте романа представлены природные локусы; социальные ландшафты; показана смена пространственных координат нарратором и персонажами; тексты культуры; ментальные пространства; 2) Семиотический способ отображения точек пространства. В романе имя локуса, сопровождаемое системой предикатов, функционирует как иконический либо символический знак; 3) Вербальные пространственные конструкты в романе сопровождаются визуальными картами.
Вербальный и визуальный коды функционируют по принципу взаимодополнительности. Визуальные карты опираются на тип репрезентации пространства по иконическому типу (двухмерный пространственный образ). Эти карты позволяют соотносить вербальные номинации локусов (индексы в вербальном тексте) с вербальными обозначениями на визуальных картах. Визуальные карты репрезентируют дискретные пространственные локусы.
Ольга Токарчук (Olga Tokarczuk, род. 1962) — современная польская писательница, поэтесса, лауреат Нобелевской премии в области литературы (за 2018 г.).
Объектом исследования в рамках данной работы являются ментальные пространственные образы в романе Ольги Токарчук.
Предметом исследования выступает когнитивное картирование как способ репрезентации и конструирования ментальных пространственных образов и метод интерпретации текста.
Мы исходим из того, что семиотика пространства «выясняет не то, что означают те или иные пространственные формы, а то, как они это делают» (Л. Чертов). Термин «ментальная карта» введен Эдвардом Толменом в 1948 г. На данный момент параллельно используются понятия: ментальные карты, когнитивные, интеллектуальные. Везде речь идёт о знаковом способе хранения и структурирования информации, имеющей географическую (пространственную) «привязку», о реконструкции и конструировании пространства в сознании. При этом одним и тем же термином могут обозначаться «и образ окружающей среды в уме индивида, и карта как объект иконического отображения на плоскости познавательных или эмоциональных представлений людей об окружающем мире».
Ключевой стилистической чертой романа «Бегуны» является создание и интерпретация пространственных образов. В этом смысле О. Токарчук можно назвать «картографическим» автором. Для автора, так же как и для героини романа, мир представляет собою систему карт, локусов. Не случайно, например, героиня размышляет: «Я вымываю со своих карт все, что причиняет мне боль. С них исчезают места, где я споткнулась, упала, где меня ударили, задели за живое, где у меня что-нибудь болело. Возможно, однажды мне придется стереть целую страну. Карты воспринимают это с пониманием, они тоскуют по белым пятнам, по своему безмятежному детству».
Мы ставим акцент на конструировании пространственных образов. То есть вербальные и визуальные карты представляют собой пространственные конструкты индивидуального сознания. Когнитивная карта — не сам пространственный образ, но его формализованная схема. Осмысляя собственное бытие и мир в целом, автор конструирует в тексте систему карт.
Картированию в романе подвергаются различные локусы: как дискретные пространства (природные и социальные ландшафты), так и ментальные среды (языковое сознание автора и нарратора, пространство памяти говорящего субъекта).
К числу дискретных локусов относятся, например: 1) остров Вис: "Шоссе извилистой дорогой проходит через весь остров. В длину чуть более десяти километров, всего два крупных населенных пункта — Вис и Комижа. До дороги из любой точки не более 3—4 километров. На полях стоят каменные домики с юбочками для вина, виноградными прессами, в некоторых имеются даже съестные припасы и свечи". 2) Река Одра: "Река была невелика, всего-навсего Одра; но ведь и я в то время была маленькой. В иерархии рек она занимала свое место (позже я проверила по картам) — далеко не главное, но достойное, этакая провинциальная виконтесса при дворе королевы Амазонки. Однако меня это устраивало, мне Одра казалась огромной. Она текла как хотела, уже давно никем не регулируемая, склонная к разливам, непредсказуемая. Местами, на мелководье, цеплялась за какие-то подводные препятствия, образуя водовороты". 3) Оливковая роща: "Оливковая роща, совершенно высохшая. Трава шуршит под ногами. Среди выкрученных оливковых деревьев растет дикая ежевика; молодые побеги норовят выскользнуть на тропку и ухватить его за ногу. Повсюду мусор: бумажные платочки, мерзость женских прокладок, оккупированные мухами человеческие экскременты. Другие тоже останавливаются на обочине по нужде. Лень зайти поглубже в заросли, все спешат, даже здесь".
К числу ментальных сред можно отнести: 1) пространство памяти говорящего субъекта: "Я вымываю со своих карт все, что причиняет мне боль...". 2) Языковое сознание автора / нарратора: "Я научилась писать в поездах, отелях и залах ожидания. На откидном столике в самолете. Я делаю пометки под столом во время обеда или в туалете. Пишу на музейной лестнице, в кафе, в машине, припаркованной на обочине".
Пространственные образы (как дискретные, так и ментальные), представленные в романе, рассматриваются в настоящей работе в когнитивно-семиотическом аспекте.
В докладе анализируются: 1) онтологическая природа отображаемого референта. В тексте романа представлены природные локусы; социальные ландшафты; показана смена пространственных координат нарратором и персонажами; тексты культуры; ментальные пространства; 2) Семиотический способ отображения точек пространства. В романе имя локуса, сопровождаемое системой предикатов, функционирует как иконический либо символический знак; 3) Вербальные пространственные конструкты в романе сопровождаются визуальными картами.
Вербальный и визуальный коды функционируют по принципу взаимодополнительности. Визуальные карты опираются на тип репрезентации пространства по иконическому типу (двухмерный пространственный образ). Эти карты позволяют соотносить вербальные номинации локусов (индексы в вербальном тексте) с вербальными обозначениями на визуальных картах. Визуальные карты репрезентируют дискретные пространственные локусы.