От «киноправды» к перформансу: между авангардным документальным кино, «беспленочными фильмами» и дигитальной видеодокументацией художественных «действий» / From 'kinopravda' to performance art: Between avant-garde documentary cinema, 'film-less films'
Надежда Яковлевна Григорьева
Докладчик
независимый исследователь
онлайн
2023-03-18
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
Keywords: avant-garde; documentary film; performance art
Abstract:
The paper will show what role the
avant-garde documentary filmmaking of the 1960s played in the actionist art
that used film as a tool for theatrical performances.
Ключевые слова: авангард,
документальное кино, перформанс
Аннотация.
В докладе планируется показать, какую роль
авангардная кинодокументалистика 1960-х годов сыграла в искусстве акционизма, использующего
кинематограф в качестве инструмента для оформления театрализованных
перформансов.
Тезисы
Тезисы. (без публикации)
Известно, что многие режиссеры
1950-60-х годов ориентировались на советский авангардный кинематограф 1920-х
годов, стремившийся объединить фильм с документальной концептуализацией и
реформированием реальности. Так, французские любители «киноправды» создали
течение cinéma vérité, почитатели «киноглаза» - группу Дзиги Вертова, а поклонники «кинопоезда»
- группу имени Медведкина.
Однако, опираясь на опыт
советских документалистов-авангардистов, французские кинематографисты относились
к реальности дистанцированно. В фильме «Общество спектакля» Ги Дебор экранизировал
собственный философский манифест, а в более ранней ленте «О проходе нескольких
человек через довольно краткий момент времени» (1959) режиссер-теоретик
попытался запечатлеть участников леттристского движения, занимавших по
отношению к реальности (философскую) метапозицию.
Жан Люк Годар в фильме
«Китаянка» (1967) изобразил развитие революционной деятельности в университете
Париж-Нантерр, в которой участвовала его жена, студентка и актриса Анна
Вяземски, как преступное действие, планируемое у него на глазах. В фильме
вымышленная героиня по имени Вероника (исп. Анна Вяземски) зачитывает реальную
листовку, которая была написана Вяземски совместно с Даниэлем Кон-Бендитом и
Жан-Пьером Дютийё, а в финале героиня отправляется убивать якобы приехавшего с
визитом из Советского Союза Михаила Шолохова. Неслучайны многочисленные отсылки
ленты к роману Ф.М. Достоевского «Бесы», однако в конечном итоге действие этого
художественного фильма апеллирует не столько к литературе прошлого, сколько к
реальности будущего, как бы программируя революционные события 1968 года,
разыгравшиеся отнюдь не на экране.
Переход реальности фильма в
революционную современность 1960-х годов был, в свою очередь, переосмыслен в
1990-е годы. Группа московских акционистов «Э.Т.И.» предложила термин
«беспленочный фильм», устроив в 1990-м году кинофестиваль с показом фильмов
«Новой волны» и сопроводив показ этих фильмов театрализованным шутливым
перформансом, комментирующим происходящее на экране или предваряющим очередной
сеанс. Перформанс, нарушавший вторжением реального когерентность авангардных
лент Жана Люка Годара и Луи Малля, был назван беспленочным кино [Ковалев 2007, 38].
«Взрыв» цельности
киноартефакта позднего авангарда, предпринятый группой «Э.Т.И.», коррелировал в
акционизме с созданием собственного видео, которое не имело целью совершить
революцию в киноязыке или в современности, но документировало нонконформистский
и/или экзистенциальный эксперимент художника. Любопытно, что через 10-15 лет
«беспленочное кино» приобрело совершенно иной характер: в какой-то момент
театрализированный перформанс начал документироваться не на пленку, а на
цифровую камеру.
Библиография:
Ковалев А. (ред.)
Российский акционизм. 1990-2000 // World Art Музей 2007,
№ 27-28.