LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

От «киноправды» к перформансу: между авангардным документальным кино, «беспленочными фильмами» и дигитальной видеодокументацией художественных «действий» / From 'kinopravda' to performance art: Between avant-garde documentary cinema, 'film-less films'

Надежда Яковлевна Григорьева
Докладчик
независимый исследователь

онлайн
2023-03-18
11:00 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

Keywords: avant-garde; documentary film; performance art
Abstract:
The paper will show what role the avant-garde documentary filmmaking of the 1960s played in the actionist art that used film as a tool for theatrical performances.
Ключевые слова: авангард, документальное кино, перформанс
Аннотация.
В докладе планируется показать, какую роль авангардная кинодокументалистика 1960-х годов сыграла в искусстве акционизма, использующего кинематограф в качестве инструмента для оформления театрализованных перформансов.

Тезисы

Тезисы. (без публикации)
Известно, что многие режиссеры 1950-60-х годов ориентировались на советский авангардный кинематограф 1920-х годов, стремившийся объединить фильм с документальной концептуализацией и реформированием реальности. Так, французские любители «киноправды» создали течение  cinéma vérité, почитатели «киноглаза» - группу Дзиги Вертова, а поклонники «кинопоезда»  - группу имени Медведкина.
Однако, опираясь на опыт советских документалистов-авангардистов, французские кинематографисты относились к реальности дистанцированно. В фильме «Общество спектакля» Ги Дебор экранизировал собственный философский манифест, а в более ранней ленте «О проходе нескольких человек через довольно краткий момент времени» (1959) режиссер-теоретик попытался запечатлеть участников леттристского движения, занимавших по отношению к реальности (философскую) метапозицию. Жан Люк Годар в фильме «Китаянка» (1967) изобразил развитие революционной деятельности в университете Париж-Нантерр, в которой участвовала его жена, студентка и актриса Анна Вяземски, как преступное действие, планируемое у него на глазах. В фильме вымышленная героиня по имени Вероника (исп. Анна Вяземски) зачитывает реальную листовку, которая была написана Вяземски совместно с Даниэлем Кон-Бендитом и Жан-Пьером Дютийё, а в финале героиня отправляется убивать якобы приехавшего с визитом из Советского Союза Михаила Шолохова. Неслучайны многочисленные отсылки ленты к роману Ф.М. Достоевского «Бесы», однако в конечном итоге действие этого художественного фильма апеллирует не столько к литературе прошлого, сколько к реальности будущего, как бы программируя революционные события 1968 года, разыгравшиеся отнюдь не на экране.
 Переход реальности фильма в революционную современность 1960-х годов был, в свою очередь, переосмыслен в 1990-е годы. Группа московских акционистов «Э.Т.И.» предложила термин «беспленочный фильм», устроив в 1990-м году кинофестиваль с показом фильмов «Новой волны» и сопроводив показ этих фильмов театрализованным шутливым перформансом, комментирующим происходящее на экране или предваряющим очередной сеанс. Перформанс, нарушавший вторжением реального когерентность авангардных лент Жана Люка Годара и Луи Малля, был назван беспленочным кино [Ковалев 2007, 38].
«Взрыв» цельности киноартефакта позднего авангарда, предпринятый группой «Э.Т.И.», коррелировал в акционизме с созданием собственного видео, которое не имело целью совершить революцию в киноязыке или в современности, но документировало нонконформистский и/или экзистенциальный эксперимент художника. Любопытно, что через 10-15 лет «беспленочное кино» приобрело совершенно иной характер: в какой-то момент театрализированный перформанс начал документироваться не на пленку, а на цифровую камеру.  
Библиография: Ковалев А. (ред.) Российский акционизм. 1990-2000 // World Art Музей 2007, № 27-28.