Обучение будущих учителей научной речи в рамках спецкурса по курсовой работе по методике.
Юлия Викторовна Ридная
Докладчик
доцент
Новосибирский государственный технический университет
Новосибирский государственный технический университет
195
2023-03-18
16:25 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Научная
речь; стилевые черты; жанровая компетенция; будущие учителя; спецкурс по
курсовой работе.
Доклад посвящен особенностям организации обучения научной речи в рамках спецкурса по курсовой работе бакалавров, обучающихся по программе «Педагогическое образование». Обосновывается актуальность формирования у слушателей программы навыков и умений в письменной научной речи, являющихся показателем готовности будущих учителей к описанию результатов своей исследовательской деятельности. Подробно описываются направления работы со студентами-бакалаврами в рамках спецкурса. На основе анализа текстов студенческих курсовых проектов делается вывод о том, что наиболее целесообразно в рамках спецкурса уделить внимание особенностям научной речи, в частности, стилевым чертам, а также языковым средствам русского языка, используемым для их реализации.
Доклад посвящен особенностям организации обучения научной речи в рамках спецкурса по курсовой работе бакалавров, обучающихся по программе «Педагогическое образование». Обосновывается актуальность формирования у слушателей программы навыков и умений в письменной научной речи, являющихся показателем готовности будущих учителей к описанию результатов своей исследовательской деятельности. Подробно описываются направления работы со студентами-бакалаврами в рамках спецкурса. На основе анализа текстов студенческих курсовых проектов делается вывод о том, что наиболее целесообразно в рамках спецкурса уделить внимание особенностям научной речи, в частности, стилевым чертам, а также языковым средствам русского языка, используемым для их реализации.
Тезисы
Актуальность
обучения научной речи будущих учителей обусловлена в первую очередь
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования. В соответствии с описанными в стандарте требованиями выпускники
программы должны приобрести «первичные навыки научно-исследовательской работы» [Федеральный
государственный образовательный стандарт высшего образования-бакалавриат по
направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями
подготовки) с изменениями и дополнениями от 08 февраля 2021 г]. Кроме того, в
настоящее время, сформированность
навыков и умений в устной и письменной научной речи, являются важным и необходимым критерием готовности
современного педагога к ведению научно-исследовательской деятельности, и
способности представлять результаты исследований научному сообществу, и могут является
показателем готовности к ведению активной публикационной активности.
Знания
о русском научном стиле и умения создавать научные тексты на русском языке интегрируются
у студентов практически во все предметы, изучаемые на русском языке. В процессе
освоения любого предмета им необходимо уметь анализировать информацию, выделять
главное и второстепенное, проводить компрессию текста, синтезировать
информацию, полученную из разных источников, продуцировать тексты первичных и
вторичных жанров в устной и письменной форме.
К
сожалению, анализ студенческих работ, присылаемых на проверку, показал наличие
большого количества ошибок разного характера, допускаемых при написании
научного текста. В связи с этим предлагается проводить в рамках спецкурса целенаправленную
работу по формированию жанровой компетенции в научной сфере общения.
Под
жанровой компетенцией в научной сфере общения понимается
совокупность знаний о стилевых особенностях научного текста и разнообразии
жанровых моделей, а также сформированные умения и навыки моделирования научных
текстов разных жанров сообразно коммуникативной задаче научного общения и с
помощью соответствующих языковых и стилистических средств [Kolesnikova,
Ridnaya 2022: 562].
Таким
образом в рамках спецкурса работу по формированию и развитию навыков и умений в
научной письменной речи предлагается вести по следующим направлениям:
1.Формирование предметных знаний — представления об информации, содержащейся в массиве научных и учебно-научных
текстов по методике, педагогике и психологии;
2. Формирование представления о научном
стиле как об одном из функциональных стилей, о его стилеобразующих факторах,
стилевых чертах, подстилях, жанровом многообразии, которое является необходимым
условием для ориентации в научно-профессиональной сфере;
3.
Формирование представления о структурно-композиционных особенностях, схемах /
моделях научных текстов разных жанров, о стандартном
наборе целых блоков, превращающихся в некоторых типах статей в устойчивую
композиционно-речевую схему, и готовность к их использованию. (В рамках спецкурса
сосредоточиться на жанре курсового проекта);
4. Формирование представления о характерном
для научного стиля наборе языковых и
стилистических средств и выражений с
учетом подъязыка специальности и конкретного жанра, и готовности их
использовать.
В докладе на основе анализа текстов студенческих курсовых проектов и допущенных ошибок предлагается особое внимание уделить стилевым чертам научной речи и отбору языковых средств, используемых для их реализации. Следует обратить внимание на такие основные стилевые черты научной речи как: отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, терминированность, логизированная оценочность, а также некатегоричность изложения [Кожина и др.: 290-291]. В заключение, следует отметить, что целенаправленная работа по формированию представлений студентов о стилевых чертах научной речи и особенностях языковых средств, используемых для их реализации, а также тренировка в их отборе, могут помочь избежать ошибок и способствовать успешному обучению научной речи.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) с изменениями и дополнениями от 08 февраля 2021г. URL: https://fgosvo.ru/
2. Kolesnikova, N. I., Ridnaya Y. V.: The integrated model as a basis for teaching academic writing in context of globalization. In: Rocha, A., Isaeva, E. (eds.) Science and global challenges in context of the 21st century. Science and technology. Perm forum 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 342, pp. 560–569. Springer, Cham (2022). doi:10.1007/978-3-030-89477-1_54
3. Стилистика русского языка: [электронный ресурс] учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. — 4-е изд., стереотип. — М.: Флинта: Наука, 2008. — 464 с.
В докладе на основе анализа текстов студенческих курсовых проектов и допущенных ошибок предлагается особое внимание уделить стилевым чертам научной речи и отбору языковых средств, используемых для их реализации. Следует обратить внимание на такие основные стилевые черты научной речи как: отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, терминированность, логизированная оценочность, а также некатегоричность изложения [Кожина и др.: 290-291]. В заключение, следует отметить, что целенаправленная работа по формированию представлений студентов о стилевых чертах научной речи и особенностях языковых средств, используемых для их реализации, а также тренировка в их отборе, могут помочь избежать ошибок и способствовать успешному обучению научной речи.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) с изменениями и дополнениями от 08 февраля 2021г. URL: https://fgosvo.ru/
2. Kolesnikova, N. I., Ridnaya Y. V.: The integrated model as a basis for teaching academic writing in context of globalization. In: Rocha, A., Isaeva, E. (eds.) Science and global challenges in context of the 21st century. Science and technology. Perm forum 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 342, pp. 560–569. Springer, Cham (2022). doi:10.1007/978-3-030-89477-1_54
3. Стилистика русского языка: [электронный ресурс] учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. — 4-е изд., стереотип. — М.: Флинта: Наука, 2008. — 464 с.