LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Обучение будущих учителей научной речи в рамках спецкурса по курсовой работе по методике.

Юлия Викторовна Ридная
Докладчик
доцент
Новосибирский государственный технический университет

195
2023-03-18
16:25 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Научная речь; стилевые черты; жанровая компетенция; будущие учителя; спецкурс по курсовой работе.

Доклад посвящен особенностям организации обучения научной речи в рамках спецкурса по курсовой работе бакалавров, обучающихся по программе «Педагогическое образование». Обосновывается актуальность формирования у слушателей программы навыков и умений в письменной научной речи, являющихся показателем готовности будущих учителей к описанию результатов своей исследовательской деятельности. Подробно описываются направления работы со студентами-бакалаврами в рамках спецкурса. На основе анализа текстов студенческих курсовых проектов делается вывод о том, что наиболее целесообразно в рамках спецкурса уделить внимание особенностям научной речи, в частности, стилевым чертам, а также языковым средствам русского языка, используемым для их реализации.

Тезисы

Актуальность обучения научной речи будущих учителей обусловлена в первую очередь требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. В соответствии с описанными в стандарте требованиями выпускники программы должны приобрести «первичные навыки научно-исследовательской работы» [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования-бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) с изменениями и дополнениями от 08 февраля 2021 г]. Кроме того, в настоящее время, сформированность навыков и умений в устной и письменной научной речи, являются важным и необходимым критерием готовности современного педагога к ведению научно-исследовательской деятельности, и способности представлять результаты исследований научному сообществу, и могут является показателем готовности к ведению активной публикационной активности. Знания о русском научном стиле и умения создавать научные тексты на русском языке интегрируются у студентов практически во все предметы, изучаемые на русском языке. В процессе освоения любого предмета им необходимо уметь анализировать информацию, выделять главное и второстепенное, проводить компрессию текста, синтезировать информацию, полученную из разных источников, продуцировать тексты первичных и вторичных жанров в устной и письменной форме. К сожалению, анализ студенческих работ, присылаемых на проверку, показал наличие большого количества ошибок разного характера, допускаемых при написании научного текста. В связи с этим предлагается проводить в рамках спецкурса целенаправленную работу по формированию жанровой компетенции в научной сфере общения. Под жанровой компетенцией в научной сфере общения понимается совокупность знаний о стилевых особенностях научного текста и разнообразии жанровых моделей, а также сформированные умения и навыки моделирования научных текстов разных жанров сообразно коммуникативной задаче научного общения и с помощью соответствующих языковых и стилистических средств [Kolesnikova, Ridnaya 2022: 562]. Таким образом в рамках спецкурса работу по формированию и развитию навыков и умений в научной письменной речи предлагается вести по следующим направлениям: 1.Формирование предметных знаний — представления об информации, содержащейся в массиве научных и учебно-научных текстов по методике, педагогике и психологии; 2. Формирование представления о научном стиле как об одном из функциональных стилей, о его стилеобразующих факторах, стилевых чертах, подстилях, жанровом многообразии, которое является необходимым условием для ориентации в научно-профессиональной сфере; 3. Формирование представления о структурно-композиционных особенностях, схемах / моделях научных текстов разных жанров, о стандартном наборе целых блоков, превращающихся в некоторых типах статей в устойчивую композиционно-речевую схему, и готовность к их использованию. (В рамках спецкурса сосредоточиться на жанре курсового проекта); 4. Формирование представления о характерном для научного стиля наборе языковых и стилистических средств и выражений с учетом подъязыка специальности и конкретного жанра, и готовности их использовать. 
В докладе на основе анализа текстов студенческих курсовых проектов и допущенных ошибок предлагается особое внимание уделить стилевым чертам научной речи и отбору языковых средств, используемых для их реализации. Следует обратить внимание на такие основные стилевые черты научной речи как: отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, терминированность, логизированная оценочность, а также некатегоричность изложения [Кожина и др.: 290-291]. В заключение, следует отметить, что целенаправленная работа по формированию представлений студентов  о стилевых чертах научной речи и особенностях языковых средств, используемых для их реализации, а также тренировка в их отборе, могут помочь избежать ошибок и способствовать успешному обучению научной речи.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 
 бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) с изменениями и дополнениями от 08 февраля 2021г. URL: https://fgosvo.ru/
2. 
Kolesnikova, N. I., Ridnaya Y. V.: The integrated model as a basis for teaching academic writing in context of globalization. In: Rocha, A., Isaeva, E. (eds.) Science and global challenges in context of the 21st century. Science and technology. Perm forum 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 342, pp. 560–569. Springer, Cham (2022). doi:10.1007/978-3-030-89477-1_54
3. Стилистика русского языка: [электронный ресурс] учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский.  4-е изд., стереотип. — М.: Флинта: Наука, 2008. — 464 с.