Философские основания «космизма» П. Клоделя
Мария Александровна Кобринец
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
190
2023-03-17
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Аннотация:
Поль Клодель как знаковая фигура
французской культуры последних столетий для российского читателя остается
автором скорее малоизвестным. В России его наследие освещается в основном филологами и историками литературы,
а его теоретические работы нередко удостоены лишь краткого рассмотрения.
Обращение к философским воззрениям автора существенно для понимания многих
особенностей его литературного творчества. В рамках доклада предполагается
показать, как истоки художественного метода Клоделя, его знаменитого «космизма» получают свое обоснование в работе «Поэтическое искусство» (1907), чье
упоминание затруднительно найти в русскоязычных исследованиях.
Ключевые слова: космизм; Клодель; поэзия
Ключевые слова: космизм; Клодель; поэзия
Тезисы
В течение своей жизни Поль Клодель успел
испытать влияние различных философских идей и теорий. Например, известен его
глубокий интерес к текстам Фомы Аквинского, символизму и философии даосизма
после преодоления «материалистической каторги», то есть увлечения работами И.
Тэна и Э. Ренана. В своих эссе и мемуарах Клодель нередко демонстрирует
искреннюю взволнованность и стремление переосмыслить те или иные положения относительно устройства мира, человеческого
долга, природы искусства и т.д. Вопросы, традиционно относящиеся к ведомству философии,
занимали Клоделя и его собственные ответы на них стоит искать как в его
художественных, так и теоретических текстах.
В этом смысле особенно интересна работа «Поэтическое искусство» (1907), в которой он обсуждает целый ряд
фундаментальных проблем: модель Вселенной, материя и дух, способы познания и
т.д. После беглого знакомства с ее содержанием название может смутить читателя.
В отличии от одноименных текстов французской традиции, — Н. Буало и П. Верлена — на первый взгляд, у Клоделя речь идет вовсе не о поэзии, а об отвлеченных
вопросах мироздания. Ситуация проясняется, когда мы понимаем, что автор
исследует мир как художественное творение, в котором поэт — одна из
составляющих его частей. На страницах этой книги мы встречаем разъяснение и
обоснование важнейшей теоретической интуиции, пронизывающей все творчество
Клоделя: мир представляет собой единое стройное произведение, в котором видимое
и невидимое связано посредством аналогии. При этом мир не гомогенен, Клодель не
отрицает его разнообразие, но отвергает абсолютную автономность его частей.
Представление о Вселенной как о едином
творении, чей смысл человеку предстоит разгадать, мы встречаем и в поэзии, и в
драматургии Клоделя: сборник «Познание Востока» полон поэтических аналогий и
сравнений, в одной из важнейших пьес «Извещение Марии» мы встречаем идею о
скрытой гармонии мира и т.д. Способом существования в таком мире становится то,
что Клодель в «Поэтическом искусстве» назвал специфическим термином co-naissance, одновременно переводимым как «познание» и «совместное рождение», «сосуществование». Это понятие объединяет в себе бытие и
познание, где последнее становится активной творческой силой.