LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Облава на волков» И. Петрова: тематика, проблематика, поэтика

Алла Геннадьевна Шешкен
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

168 ОНЛАЙН
2023-03-17
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Болгарская литература; болгарская деревенская проза; Ивайло Петров; реализм

Тезисы

Ивайло Петров (1923–2005) внес важный вклад в развитие болгарской прозы. Его произведения обращены к художественному изображению нравственно-этической проблематики и драматических периодов национальной истории ХХ в. И. Петров был одним из ярких авторов так называемой «деревенской прозы», в центре которой находилось изображение судеб болгарского села, национальных жизненных типов, крестьянства как хранителя нравственных устоев, лишенного в то же время идеализации. Роман «Охота на волков» («Хайка на вълци») считается вершиной творчества писателя и заметным явлением болгарской литературы конца ХХ в. Тематически связанный с коллективизацией сельского хозяйства, он, в сущности, затрагивает более глубокую проблему, касающуюся судьбы болгарской деревни, разрушения традиционного образа жизни, драматизма этого процесса. Литературная критика, как в Болгарии, так и в России [Карцева 1988; Пономарева 1992; Гилярова 2004 и др.], высоко оценила роман, соотнося его в первую очередь с изображением последствий социалистических преобразований деревни, которые в итоге привели к обезлюживанию села, разрушению связей между поколениями, отказу от традиции и неизбежным моральным последствиям. С этим следует согласиться, не забывая в то же время, что произведение И. Петрова представляет собой более значимое явление как с точки зрения мотивной структуры, так с точки зрения поставленных в нем проблем. Одной из самых острых является проблема судьбы крестьянства как основы нации, его нравственного здоровья. Ясно прослеживается оппозиция города и деревни и т. д. Роман построен как рассказ шестерых героев о пережитом, острых конфликтах и противоречиях, которыми была полна жизнь деревни до и после революции, и о тоскливом настоящем. Прошлое не оставляет героев и становится причиной трагических развязок вражды, возникшей давно. С точки зрения поэтики этот роман вступает в полемику с парадигмообразующим произведением о коллективизации, романом М. Шолохова «Поднятая целина» (широко известным в Болгарии), а значит, с соцреализмом. Наиболее наглядно это проявляется при сопоставлении финалов произведений. У И. Петрова присутствует острота противоречий между сторонниками и противниками коллективного хозяйствования (что было также сюжетной основой в романе Шолохова), но исчезает необходимая для соцреализма перспектива светлого будущего, связанного у Шолохова с победой коллективного созидательного труда. Болгарский писатель, напротив, подчеркивает ошибки и пагубные последствия создания коллективного хозяйства, волюнтаризм и произвол руководителей, деформацию личности вчерашнего крестьянина, когда он получает власть над людьми. Постепенно раскрывается не только вред, нанесенный деревне, но и нежизнеспособность самой идеи социализма. Вместо нее ряд героев обращается к христианству, пытаясь найти в Библии ответы на сложные вопросы настоящего. С другой стороны, И. Петров обращается к опыту литературы экзистенциализма, моделируя ситуацию, когда герои должны оказаться в одиночестве в пограничной ситуации. Они, вроде бы случайно, отправляются в метельную ночь в лес охотиться на волков. Известно, что волков в округе нет, но они идут в заснеженные горы, надеясь в глубине души, что от кого-то прозвучит призыв повернуть обратно. Таким образом, складывается ситуация абсурда, подчеркивающая не только бессмысленность облавы, но и возникает ситуация одиночества, когда, сидя в засаде, каждый из героев, оказавшись наедине с самим собой, погружается в воспоминания, заново переживая нанесенные обиды. Прием ретроспекции помогает раскрыть причины поступков персонажей, понять их взаимоотношения в настоящем, он служит одним из способов характеристики внутреннего мира, раскрытию сложных душевных переживаний героев. Но это все-таки лишь внешнее сходство романа болгарского писателя с экзистенциализмом. В «Облаве на волков» сохраняется конкретно-историческая характеристика пространства и времени. Герои изображены в тесной связи с социальной средой, показаны в развитии, писатель не идеализирует крестьян, это сложные натуры, которые в ряде эпизодов раскрываются с неожиданной стороны. Кроме того, поступки персонажей тонко мотивированы психологически, их речь индивидуализирована.
Таким образом, роман И. Петрова «Облава на волков» может быть отнесен к высоким образцам современной болгарской реалистической прозы. Учитывая значимость фольклорных элементов, подчас мистически окрашенных, следует отметить, что для этого произведения характерно использование фантастики. Болгарский роман вписывается в контекст художественных поисков писателей славянских литератур.
Литература:
Гилярова Е.В. Творчество Ивайло Петрова в контексте болгарской прозы 1960–1980-х гг. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. М., 2004.
Карцева З.И. Особенности развития болгарской прозы 6080-х гг. (к проблеме циклизации). М., 1988.
Пономарева Н.Н. Судьба болгарского крестьянства в творчестве И. Петрова // Новые проблемы, новые решения: Актуальные аспекты изучения современной литературы Румынии и других стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1992.