«Облава на волков» И. Петрова: тематика, проблематика, поэтика
Алла Геннадьевна Шешкен
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
168 ОНЛАЙН
2023-03-17
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Болгарская литература; болгарская деревенская проза; Ивайло Петров; реализм
Тезисы
Ивайло
Петров (1923–2005) внес важный вклад в развитие
болгарской прозы. Его произведения
обращены к художественному изображению
нравственно-этической проблематики и
драматических периодов национальной
истории ХХ в.
И. Петров был одним из ярких авторов так называемой «деревенской прозы», в центре которой
находилось
изображение судеб болгарского села,
национальных жизненных типов, крестьянства
как хранителя нравственных устоев,
лишенного в то же время идеализации.
Роман
«Охота на волков» («Хайка на вълци»)
считается
вершиной творчества писателя и
заметным
явлением болгарской литературы конца
ХХ в. Тематически связанный с
коллективизацией сельского хозяйства,
он, в сущности, затрагивает более
глубокую проблему, касающуюся судьбы
болгарской деревни, разрушения
традиционного образа жизни, драматизма
этого процесса. Литературная критика,
как
в Болгарии, так и в России [Карцева 1988; Пономарева 1992; Гилярова 2004 и др.],
высоко
оценила роман, соотнося
его
в первую очередь с изображением
последствий
социалистических
преобразований деревни,
которые
в итоге привели
к обезлюживанию села, разрушению связей
между поколениями, отказу от традиции
и неизбежным моральным последствиям.
С этим следует согласиться, не забывая
в то же время, что произведение И. Петрова
представляет собой более значимое
явление как с
точки зрения мотивной структуры, так с
точки зрения поставленных в нем проблем.
Одной
из самых острых является проблема судьбы
крестьянства как основы нации, его
нравственного здоровья. Ясно прослеживается
оппозиция города и деревни и
т. д.
Роман
построен как рассказ шестерых героев
о пережитом,
острых конфликтах и противоречиях,
которыми была полна жизнь деревни до и
после революции,
и о
тоскливом
настоящем. Прошлое
не оставляет героев и становится причиной
трагических развязок вражды, возникшей
давно. С точки зрения поэтики этот роман
вступает в полемику с парадигмообразующим
произведением о коллективизации, романом
М. Шолохова «Поднятая целина» (широко
известным в Болгарии), а значит, с
соцреализмом. Наиболее наглядно это
проявляется при сопоставлении финалов
произведений. У И. Петрова присутствует
острота противоречий между сторонниками
и противниками коллективного хозяйствования
(что было также сюжетной основой в романе
Шолохова), но исчезает
необходимая для соцреализма перспектива
светлого будущего, связанного у Шолохова
с победой коллективного созидательного
труда. Болгарский писатель, напротив,
подчеркивает ошибки и пагубные
последствия создания коллективного
хозяйства,
волюнтаризм и произвол
руководителей, деформацию личности
вчерашнего
крестьянина, когда он получает власть
над людьми.
Постепенно
раскрывается не только вред, нанесенный
деревне, но и нежизнеспособность самой
идеи социализма. Вместо нее ряд героев
обращается к христианству, пытаясь
найти в Библии ответы на сложные вопросы
настоящего. С
другой стороны, И. Петров обращается
к
опыту
литературы экзистенциализма, моделируя
ситуацию, когда герои должны
оказаться в одиночестве в пограничной
ситуации. Они, вроде бы случайно, отправляются в
метельную ночь в лес охотиться на волков.
Известно,
что волков в округе нет, но они идут в
заснеженные горы, надеясь в глубине
души, что от
кого-то прозвучит
призыв повернуть обратно. Таким образом,
складывается ситуация абсурда,
подчеркивающая не только бессмысленность
облавы, но и возникает ситуация
одиночества, когда, сидя в засаде, каждый
из героев, оказавшись
наедине с самим собой,
погружается в воспоминания, заново
переживая нанесенные
обиды.
Прием ретроспекции помогает раскрыть
причины поступков персонажей, понять
их взаимоотношения в настоящем, он
служит одним из способов характеристики
внутреннего мира, раскрытию сложных
душевных переживаний героев.
Но это все-таки лишь
внешнее
сходство романа болгарского писателя
с экзистенциализмом. В «Облаве на волков»
сохраняется конкретно-историческая
характеристика пространства и времени.
Герои изображены в тесной связи с
социальной средой, показаны в развитии,
писатель
не идеализирует крестьян, это
сложные натуры, которые в ряде эпизодов
раскрываются с неожиданной стороны.
Кроме
того, поступки персонажей тонко мотивированы
психологически, их речь индивидуализирована.
Таким образом, роман И. Петрова «Облава на волков» может быть отнесен к высоким образцам современной болгарской реалистической прозы. Учитывая значимость фольклорных элементов, подчас мистически окрашенных, следует отметить, что для этого произведения характерно использование фантастики. Болгарский роман вписывается в контекст художественных поисков писателей славянских литератур.
Литература:
Гилярова Е.В. Творчество Ивайло Петрова в контексте болгарской прозы 1960–1980-х гг. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. М., 2004.
Карцева З.И. Особенности развития болгарской прозы 60–80-х гг. (к проблеме циклизации). М., 1988.
Пономарева Н.Н. Судьба болгарского крестьянства в творчестве И. Петрова // Новые проблемы, новые решения: Актуальные аспекты изучения современной литературы Румынии и других стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1992.
Таким образом, роман И. Петрова «Облава на волков» может быть отнесен к высоким образцам современной болгарской реалистической прозы. Учитывая значимость фольклорных элементов, подчас мистически окрашенных, следует отметить, что для этого произведения характерно использование фантастики. Болгарский роман вписывается в контекст художественных поисков писателей славянских литератур.
Литература:
Гилярова Е.В. Творчество Ивайло Петрова в контексте болгарской прозы 1960–1980-х гг. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. М., 2004.
Карцева З.И. Особенности развития болгарской прозы 60–80-х гг. (к проблеме циклизации). М., 1988.
Пономарева Н.Н. Судьба болгарского крестьянства в творчестве И. Петрова // Новые проблемы, новые решения: Актуальные аспекты изучения современной литературы Румынии и других стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1992.