Коннотативные особенности образных номинаций знаковых реалий Петербурга в поэтических текстах
Марина Евсеева
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
205
2023-03-16
18:20 -
18:40
Ключевые слова, аннотация
Концепт; концептосфера; коннотация; номинация
Работа посвящена изучению и систематизации особенностей формирования и типов коннотаций образных дескрипций знаковых реалий концептосферы Петербурга в поэтических текстах.
Работа посвящена изучению и систематизации особенностей формирования и типов коннотаций образных дескрипций знаковых реалий концептосферы Петербурга в поэтических текстах.
Тезисы
Безотносительно к семиотической специфике конкретного
города, семантические реляции ‘город’ — ‘(каменная) книга’, ‘город’ — ‘текст’,
по-видимому, стали уже общим местом в исследованиях, подобных данному. Таким
образом, есть основания считать, что соотношение ‘Петербург’ — ‘книга’, ‘текст’
вполне закономерно.
По наблюдениям исследователей семиотики Петербурга, в том
числе — и в ее литературно-художественной репрезентации, знаковые реалии города — артефакты и натурфакты — представляют собой своего рода единицы невербального
языка города. Так, Н. П. Анцыферов отмечает, что, по всей видимости, не
намеренная, но более чем значимая омонимия “(Северная) Пальмира” — “полмира” [Анцыферов
1991: 34] имеет вполне реальное артефактное обоснование: ростры на известной
колонне представляют собой “символ владычества над морем” [там же: 36]. Что же
касается суши, то “…страны юга, запада и востока имеют своих заложников в
Северной Пальмире” [там же: 37]. Далее следует описание конкретных
архитектурных и скульптурных объектов, построенных в стиле определенной
“иноземной” культуры либо вывезенных из весьма отдаленной страны в другой части
света.
Значительно детальнее
изложена исследовательская позиция относительно знаковости и значимости
различных петербургских реалий у В. Н.Топорова. Так, “типология отношений
природы и культуры в Петербурге” выражена, по мнению В. Н.Топорова, именно
языком знаковых реалий: “Один полюс образуют описания, построенные на противопоставлении
природы, болота, дождя, ветра, тумана, мути,
сырости, мглы, мрака, ночи, тьмы и т.п. (природа) и шпиля, шпица, иглы, креста, купола
(обычно освещенных или — более энергично — зажженных лучом, ударом луча
солнца), линии, проспекта, площади, набережной,
дворца, крепости и т.п. (культура). Природа тяготеет к горизонтальной плоскости, к разным видам аморфности, кривизны и косвенности, к связи
с низом (земля, вода); культура — к вертикали, четкой оформленности, прямизне,
устремленности вверх (к небу, к
солнцу)” [Топоров 1995: 289].
Не менее развернутое
отражение в указанной работе В.Н.Топорова получила значимая для типологически
показательного круга текстов реляция ‘город’, ‘небо’ — ‘освещенность,
видимость’.
В.Н.Топоровым отмечен также
ряд смысловых антитез внутри комплекса культурно-номинативной лексики указанных
текстов: “…жилище неправильной формы и невзрачного или отталкивающего вида,
комната-гроб, жалкая каморка, грязная лестница, колодец двора, дом — “Ноев
ковчег”, шумный переулок, канава, вонь, известка, пыль, крики, хохот, духота
противопоставлены проспекту, площади, набережной, острову, даче, шпилю, куполу”
[там же: 294]. Данное наблюдение вполне соответствует тезису о тенденции
взаимопроникновения, постоянного сосуществования — противоборства ‘светлого,
неба, камня, города’ и ‘темного, воды, природы’.
Для анализа
коннотативной специфики поэтически вербализованных мифов, связанных с
различными знаковыми реалиями города, существенна неоднократно встречающаяся в
рассматриваемой работе констатация тенденции создания “образов
“спиритуализированных” домов (а также других артефактов и натурфактов. — М.Е.)”
[там же: 316] в художественных текстах петербургской тематики.
Ввиду обоснованного
В.Н.Топоровым соотношения ‘природа’, ‘аморфность’ — ‘город’, ‘оформленность’, следует
отметить в числе наиболее характерных прецедентов образного описания различных
знаковых артефактов города случаи формирования коннотационной окрашенности
текста за счет актуализирования того или иного варианта реляции ‘реалия’ — ‘форма’.
Во
всех подобных случаях авторами закономерно используются референтные коннотации,
“сконструированные” по схеме “имя формы” — “имя реалии”. Обращает на себя
внимание буквальное, денотативное декларирование антропогенности процесса
“творения красоты” при космичности того же процесса в контексте вышеприведенной
семантической реляции. На наш взгляд, в данном случае вступает в силу описанный
Б.М.Гаспаровым феномен позитивного эмоционального отклика на формально
отрицаемую ситуацию (см. [Гаспаров 1996: 252]).
Весьма
значимой для языковой образности исследуемых текстов является многократно
интерпретированная различными авторами реляция ‘город, столица’ — ‘власть’ — ‘механизм власти’.
Своеобразным семантическим экстрактом рассматриваемой
совокупности языковых единиц выступают номинации, определяющие город как единый
знаковый артефакт с собственной экстралингвистической семиотикой и “поэтической
мифологией”.
Представление о совокупности знаковых артефактов города и
самом городе как сложном знаковом артефакте сводится к упомянутым в начале
настоящей работы реляциям ‘город’ – ‘каменная книга’, ‘высеченный из камня (на
камне) текст’.
Литература:
Анцыферов Н.П. Быль и миф Петербурга. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. — М.: Книга, 1991. — 84(5) с. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 351 с.
Топоров В.Н. Петербург и “Петербургский текст русской литературы” // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. — М., 1995. — С. 259—367.
Литература:
Анцыферов Н.П. Быль и миф Петербурга. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. — М.: Книга, 1991. — 84(5) с. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 351 с.
Топоров В.Н. Петербург и “Петербургский текст русской литературы” // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. — М., 1995. — С. 259—367.