Поэтика сновидения: рассказы А. П. Чехова о снах
Ксения Сергеевна Оверина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
124
2023-03-15
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
поэтика Чехова;
литературные сновидения; повествование.
В докладе рассматривается роль литературных сновидений в прозаических произведениях Чехова. Выявляется их связь с повествовательными и рецептивными особенностями чеховских текстов, прослеживается, как автор использует эти элементы в остраняющей функции, создает с их помощью комический или, напротив, драматический эффект.
В докладе рассматривается роль литературных сновидений в прозаических произведениях Чехова. Выявляется их связь с повествовательными и рецептивными особенностями чеховских текстов, прослеживается, как автор использует эти элементы в остраняющей функции, создает с их помощью комический или, напротив, драматический эффект.
Тезисы
Ю. М. Лотман называет
сон «семиотическим окном» и отмечает, что «cновидение отличается
полилингвиальностью: оно погружает нас не в зрительные, словесные, музыкальные
и прочие пространства, а в их слитность, аналогичную реальной. Это “нереальная
реальность”» [Лотман
200: 126].
В этом смысле включение сновидения персонажа в произведение в качестве вставной
истории дает автору возможность расширить диапазон инструментов, с помощью
которых он воздействует на читателя. Сновидения (как литературные, так и,
пожалуй, реальные) сюжетно ограничены только определенными моментами жизненного
и культурного опыта субъекта, а также его фантазией. В случае, когда речь идет
об изображении сна в художественном тексте, под субъектом целесообразно
подразумевать не только автора, нарратора и персонажа, но и читателя, задачей
которого является конкретизация, достраивание художественного мира
произведения.
Сновидения героев
могут использоваться автором с разными целями. В настоящем докладе предлагается
рассмотреть некоторые функции сновидений в прозе А. П. Чехова и проследить, каким
образом эти элементы поэтики влияют на сюжет и восприятие текста, а также,
возможно, на наше представление о структуре чеховского повествования.
Сновидение в литературе — это, безусловно, прием в формалистском смысле слова. Это всегда искажение,
абсурд, метафора, реализованный троп, ребус, загадка. И в этом смысле оно может
выполнять остраняющую функцию.
Например, в одном из
самых популярных чеховских рассказов, изображающих состояние полусна,
переплетение сна и реальности, — рассказе «Спать хочется», видения главной
героини Варьки, неустанно баюкающей плачущего ребенка, подчеркивают, какие
невыносимые условия приходится терпеть крестьянской девочке. Довольно обыденная
ситуация (нянька качает ребенка), поданная с точки зрения Варьки, представляется
фантасмагорией, погружением в какой-то страшный и странный мир. В рассказе
существует и второй уровень остранения — то, как безразлично Варька
воспринимает действительность, не может не показаться безумным читателю,
потрясенному ужасным состоянием героини. Столкновение бесстрастного отношения
Варьки к происходящему и страшных событий реальности (в конце рассказа девочка
душит без умолку плачущего ребенка), открывает читателю абсурд и ужас, таящиеся
в жизни и готовые открыться человеку в любой момент.
Несмотря на то, что
этот рассказ был уже многократно проанализирован, хотелось бы обратить внимание
на то, как в нем действуют абсурдно-остраняющие приемы. Б. В. Шкловский в статье
«Искусство как прием» в качестве примеров остранения приводит фрагменты из
текстов Л. Н. Толстого. Очевидно, что у этого автора остранение работает не
только как сугубо эстетический элемент, необходимый для воздействия на
читателя, но и как прием критики социальных отношений, лживого искусства,
насилия и т.д. Чехов и Толстой часто противопоставляются: Толстой активно
транслирует свою идеологическую позицию в своих произведениях, тогда как Чехов
предлагает читателям самостоятельно ответить на поставленные им вопросы. Однако
в случае со «Спать хочется» Чехов работает с остранением почти по-толстовски.
Изображение
сновидения играет важную роль и в календарных рассказах, в том числе в
святочных и новогодних. И Чехов пользуется этим приемом, например, в рассказах «Зеркало»
и «Сон», в каждом из которых происходит смешение двух реальностей: жизни и сна.
В данном случае сновидение полностью лишено искажения, абсурда, фантастики, оно
реалистично (а в рассказе «Сон» и вовсе оборачивается реальностью), благодаря
чему меняются жанровые и формульные черты этих произведений.
В «Зеркале» героиня,
подобно Светлане Жуковского, гадает на суженого, и в отражении к ней
действительно является жених. Не замечая, как реальность перетекает в сон,
героиня проживает целую жизнь со своим суженым, проходя все стадии, от
всепоглощающей любви до погружения в «прозу жизни» – и этот сон сам по себе мог
бы стать чеховским рассказом. Однако в конце героиня просыпается и со вздохом
облегчения отбрасывает мрачные мысли, как бы возвращаясь в формульную рамку.
В святочном рассказе
«Сон» разрабатывается сюжет о бескорыстной помощи беднякам в канун Рождества,
который заканчивается для героя, служащего оценщиком в ссудной кассе, не
наградой за добросердечие, а тюремным заключением.
В чеховских
юмористических рассказах также встречаются литературные сновидения. «Сон
репортера» навевает воспоминания о гоголевской повести «Иван Федорович Шпонька
и его тетушка», рисуя искажения действительности, навеянные дневными
впечатлениями.
Во «Сне репортера»
сновидение выполняет функцию комического приема, раскрывающего перед читателем
внутренний мир персонажа, контрастирующий с его пафосными речами.
Таким образом, Чехов
использует прием введения в повествование литературного произведения с разными
целями, и делает это и в серьезных, и в юмористических текстах. Зачастую этот
элемент поэтики оказывается напрямую связан со структурой повествования, а столкновение
точек зрения повествователя и персонажа приобретает остраняющий характер.
Литература:
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000.
Литература:
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000.