Современная живопись Болгарии (основные мотивы, темы и архетипы)
Михаил Александрович Аникин
Докладчик
старший научный сотрудник
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж
168_ОНЛАЙН
2023-03-16
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
Болгария; живопись; архетип
Живопись Болгарии в ХХ-начале ХХI в. развивалась в русле того общеевропейского тренда, который мощно заявил о себе ещё со времени вступления европейской культуры в эпоху модернизма и постмодернизма. Её развитие во многом было детерминировано теми процессами, которые проявились в первой половине ХХ века в таких культурных столицах Европы, как Париж, Берлин, Рим, Вена и Мюнхен. Также определенное воздействие на развитие болгарской живописи традиционно оказывала Москва и вообще русская (в ХХ веке советская) живопись. Среди наиболее значимых имен болгарских живописцев, значение творческого наследия которых остается несомненным, следует упомянуть такие имена, как Владимир Димитров-Майстора, Светлин Русев, Илия Петров, Цанко Лавренов, Златю Бояджиев, Владимир Пешев и ряд других. Доклад посвящен выявлению основных тем, мотивов и архетипов живописи Болгарии ХХ - начала ХХI в.
Живопись Болгарии в ХХ-начале ХХI в. развивалась в русле того общеевропейского тренда, который мощно заявил о себе ещё со времени вступления европейской культуры в эпоху модернизма и постмодернизма. Её развитие во многом было детерминировано теми процессами, которые проявились в первой половине ХХ века в таких культурных столицах Европы, как Париж, Берлин, Рим, Вена и Мюнхен. Также определенное воздействие на развитие болгарской живописи традиционно оказывала Москва и вообще русская (в ХХ веке советская) живопись. Среди наиболее значимых имен болгарских живописцев, значение творческого наследия которых остается несомненным, следует упомянуть такие имена, как Владимир Димитров-Майстора, Светлин Русев, Илия Петров, Цанко Лавренов, Златю Бояджиев, Владимир Пешев и ряд других. Доклад посвящен выявлению основных тем, мотивов и архетипов живописи Болгарии ХХ - начала ХХI в.
Тезисы
Живопись Болгарии в конце ХХ-начале ХХI века развивалась в русле того
общеевропейского тренда, который мощно заявил о себе ещё со времени вступления
европейской культуры в эпоху модернизма и постмодернизма. Её развитие во многом
было детерминировано теми процессами, которые проявились в первой половине ХХ
века в таких культурных столицах Европы, как Париж, Берлин, Рим, Вена и Мюнхен. Также определенное
воздействие на развитие болгарской живописи традиционно оказывала Москва и
вообще русская (в ХХ веке советская) живопись. Среди наиболее значимых имен
болгарских живописцев, значение творческого наследия которых остается
несомненным, следует упомянуть такие имена, как Владимир Димитров-Майстора,
Светлин Русев, Илия Петров, Цанко Лавренов, Златю Бояджиев, Владимир Пешев и
ряд других. В предыдущих докладах и заметках на тему мы уже обращали внимание
на то, что наиболее показательными примерами в плане выявления главных
тенденций развития современной болгарской живописи могут быть работы Димитрова-Майсторы (1882—1960) и Светлина Русева
(1933—2018). Если первый из этих мастеров олицетворяет своим творчеством ту
линию развития болгарской живописи,
которая несколько условно может быть названа «импрессионистической», то второй
с достаточной степенью уверенности может быть причислен к основоположникам
болгарской «символистической» живописи. Речь при этом не идет о чисто
импрессионистическом или чисто символистическом
художественно-стилистическом методе, но скорее о самом общем взгляде
названных мастеров на природу и человека. Подобные взгляды исповедовали многие
художники Болгарии во второй половине ХХ—начале ХХI в. В этом плане наиболее показательной является
картина Димитрова-Майсторы «Болгарская девушка» (1952 г.), сразу же ставшая
своего рода «визитной карточкой» болгарской живописи ХХ в., воплощением той
глубоко гуманистической энергии, которую несло в себе творчество известного
болгарского художника. Источником вдохновения для Димитрова-Майсторы была сама
природа Болгарии и окружающая его культура простого народного быта,
непосредственно воспринимая художником, любившим работать под прямым
впечатлением от увиденного. Что касается Русева и других
художников-«символистов», творчество этих мастеров во многом было инспирировано
древней историей Болгарии, теми архетипическими мотивами, которые
воспринимались и передавались всей болгарской культурой, её самобытным «кодом».
В этом плане до сих пор показательным и знаковым произведением остаётся «
Клятва» (1966 г.) Светлина Русева. В
рамках обозначенных главных тенденций современной болгарской живописи (мы
включаем в это понятие весь комплекс живописных произведений второй половины ХХ—начала ХХI
вв.)
трудились многие художники Болгарии названного временного периода. Многие из
них, как Димитров-Майстора, отталкивались в своем творчестве от самой природы и
быта Болгарии, другие, как Русев, стремились почерпнуть вдохновение в
архетипических глубинах истории своей страны. Особая роль в этом плане
принадлежит болгарской иконе и вообще
средневековой культуре, которая всегда занимала особое место в жизни
болгарского народа, в свое время потерявшего свою государственность и
попавшего в жесткий режим турецкого ига. Борьба с ним во многом
наполняла творчество художников ХIХ в., освобождение от него стало темой творчества многих мастеров. Обращение к теме старого Пловдива, одного из древних городов Болгарии, в котором старая
болгарская архитектура и национальный колорит явились своего рода Меккой для
художников, также во многом формировало атмосферу всей живописи Болгарии ХХ—начала ХХI вв.: Ц. Лавренов «Старый Пловдив», 1938 г.; З. Бояджиев «Зима в Пловдиве»,
1939 г. В свою очередь это имело свои
корни в живописи ХIХ
в. — достаточно вспомнить картину Ивана Мырквички «Второй Пловдивский базар» (1888 г.).
Во второй половине ХХ в. одной из главных тем стала тема войны и мира. Собственно антивоенное творчество крупнейших европейских художников – таких как Пикассо с его « Герникой» и « Голубем мира», Матисс и Руо, с их поисками в области нового религиозного искусства, – оказывало свое воздействие на весь творческий мир Европы, включая и Болгарию. В этом ряду стоит вспомнить и антивоенные произведения немецких экспрессионистов, с которыми болгарские мастера тоже были знакомы. «Протест против войны» (1964 г.) Дечко Узунова может служить убедительным примером яркого художественного преломления этой темы.
Особую роль при этом непосредственно играла тема мира и созидания, которая мощно зазвучала во второй половине ХХ в. «Весна в старом Пловдиве» (1965 г.) Христо Стефанова является одним из таких произведений. Влюбленная пара на первом плане, сидящая на фоне устремленного к небу города, олицетворяет мирную и спокойную жизнь, ожидание чего-то нового, незнакомого. Художник лишь намекает на то, что молодая женщина скорее всего ожидает ребенка, а её спутник, прижимаясь плечом к своей избраннице, ещё не вполне осознал всю глубину того события, которое предстоит. Но три зацветших дерева и лестница, ведущая к практически закрытым городской архитектурой небесам, напоминают о чуде рождения, которое ещё предстоит. Ясно, что рождение напрямую связано с темой мира. Картина «Матери» (1967 г.) Александра Петрова находится в таком же ряду произведений. Живопись начала ХХI в. в Болгарии в целом развивается в русле названных национальных тем и исторических процессов, о чем можно судить на примере нового поколения болгарских мастеров – таких, в частности, как Павел Митков (1977 г. р.) и Мирослава Захариева (1982 г. р.).
Во второй половине ХХ в. одной из главных тем стала тема войны и мира. Собственно антивоенное творчество крупнейших европейских художников – таких как Пикассо с его « Герникой» и « Голубем мира», Матисс и Руо, с их поисками в области нового религиозного искусства, – оказывало свое воздействие на весь творческий мир Европы, включая и Болгарию. В этом ряду стоит вспомнить и антивоенные произведения немецких экспрессионистов, с которыми болгарские мастера тоже были знакомы. «Протест против войны» (1964 г.) Дечко Узунова может служить убедительным примером яркого художественного преломления этой темы.
Особую роль при этом непосредственно играла тема мира и созидания, которая мощно зазвучала во второй половине ХХ в. «Весна в старом Пловдиве» (1965 г.) Христо Стефанова является одним из таких произведений. Влюбленная пара на первом плане, сидящая на фоне устремленного к небу города, олицетворяет мирную и спокойную жизнь, ожидание чего-то нового, незнакомого. Художник лишь намекает на то, что молодая женщина скорее всего ожидает ребенка, а её спутник, прижимаясь плечом к своей избраннице, ещё не вполне осознал всю глубину того события, которое предстоит. Но три зацветших дерева и лестница, ведущая к практически закрытым городской архитектурой небесам, напоминают о чуде рождения, которое ещё предстоит. Ясно, что рождение напрямую связано с темой мира. Картина «Матери» (1967 г.) Александра Петрова находится в таком же ряду произведений. Живопись начала ХХI в. в Болгарии в целом развивается в русле названных национальных тем и исторических процессов, о чем можно судить на примере нового поколения болгарских мастеров – таких, в частности, как Павел Митков (1977 г. р.) и Мирослава Захариева (1982 г. р.).