LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Жанровые источники пьесы Димитрия Ростовского «Успенская драма» («Комедия на успение Богородицы»)

Татьяна Петровна Плахтий
Докладчик
старший преподаватель
Донецкий национальный университет

онлайн
2023-03-16
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: полижанровая драматическая форма; нарративные стратегии; духовная драма; экфрасис.
АННОТАЦИЯ
В данном исследовании пьеса Димитрия Ростовского «Успенская драма» («Комедия на успение Богородицы») рассматривается как полижанровая драматическая форма. Автором доклада выявляются сюжетно-тематические и жанровые источники пьесы, анализируется специфика наррации в духовной драме.
Keywords: multi-genre dramatic form; narrative strategies; spiritual drama; ecphrasis.
ABSTRACT
In this study, Dimitri Rostovsky's play "Assumption Drama" ("Comedy for the Assumption of the Virgin") is considered as a multi-genre dramatic form. The author of the article identifies the plot-thematic and genre sources of the play, analyzes the specifics of narrative in spiritual drama.

Тезисы

Текст пьесы Димитрия Ростовского «Успенская драма» («Комедия на успение Богородицы») сохранился в списках XVIII века [Ростовский 2009]. В основу пьесы ее автор положил библейскую легенду о сновидениях Иакова, минейные сказания о смерти Святой Девы, церковные богородичные песнопения. К перечисленным источникам следует добавить произведения Д. Ростовского «Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии» и «Руно орошенное» [Ростовский 2013]. В начале первого действия драмы «Комедия на успение Богородицы» изображается сцена явления Иакову во сне ангелов, которые сообщают о смерти Богородицы и вознесении ее на небо. Д. Ростовский подвергает стилизации такие жанровые формы средневековой литературы как видение и миракль (франц. miracle – «чудо»). Далее в прения с пустынником вступает фигура Вести. Заканчивается второе явление тропарем «В рождестве девство сохранила еси… ». Третье явление 2-го действия пьесы открывает монолог фигуры Плача церковного. Далее в беседу с фигурой Плача вступают персонификации Утешение и Вравие (церк.-слав. «финиковая ветвь»). Фигура Плача олицетворяет древнейшую жанровую форму, генетически связанную с русской народной обрядовой поэзией — плачем-причитанием. Из песнопений, относящихся к церковному празднику Успения Пресвятой Богоматери, в пьесе Д. Ростовского «Успенская драма» использованы тропарь («В рождестве девство сохранила еси…»), акафист («Благодатная, радуйся, с тобой господь…») и песнопения вечерни («Ангелы, Успение Пречистой видевшие…»). В действии втором пьесы «Успенская драма» разрабатывается тема нравоучения грешника. В явление первом представлен полилог грешника и фигур Совести, Гнева Божьего, Благоутробия Богородицы, Суда (Божьего), Истины, Извета. В финальном явлении 2-го действия образ Богородицы представлен символическими атрибутами, указывающими на ее величие. Эти атрибуты-знамения входят как составные части в похвалу Богородицы. Д. Ростовский использует нарратив экфрасиса, подавая эмблематические изображения священных атрибутов Святой Девы Марии благодаря фигурам Власти, Митры Церкви, Венца рая, Котвы корабля, Крыльев лествицы, Купины сердца и др. Как и в моралите «Царство натуры Людской» [Белецкий 1967: 263 – 286], в драме Д. Ростовского «Комедия на успение Богородицы» описывается пленение грешника в темнице, с тем отличием, что в староукраинской драме в роли изгнанницы из рая и пленницы выступает персонификация Натуры Людской. Эта фигура включена в список действующих лиц пьесы Д. Ростовского «Рождественская драма». Однако драматург намеренно отказывается от использования в своих произведениях образов, олицетворяющих темные силы, определяя тем самым канонический нарратив русской духовной драмы. В то же время, в пасхальное моралите «Царство Натуры Людской» включены такие персонажи. Это властелин ада — Люцифер и его слуги и помощники (Злость, Соблазн, Отчаяние, Гордость, Смерть). Изображение адских сил в староукраинском моралите связано с заимствованием традиций западнославянской драмы. Так, например, в пасхальной старопольской драме неизвестного автора «Диалог о Древе Жизни» ("Dialog o Drzewie Żywota", польс.) [Леванский 1959] за душу странствующего путника борются темные силы – Дьявол и Смерть. С одной стороны, нарратив пьесы Димитрия Ростовского «Успенская драма» характеризуется сюжетными и фабульными заимствованиями из более крупных жанровых форм, таких как «Четьи-Минеи», «Руно орошенное» и др. С другой стороны, драматическое произведение митрополита является вариацией богородичного экфрасиса и реализует религиозные установки для зрителя спектакля, которые заключаются в побуждении к духовному осмыслению библейских преданий и сакрального действия, отраженного в драме. Прибегая к использованию такой риторической фигуры как экфрасис, Д. Ростовский уподобляется иконописцу, воспроизводящему образ Богородицы и сакральный сюжет ее успения.  Духовная пьеса Д. Ростовского «Успенская драма» является полижанровой структурой, которая включает гимнографические произведения (богородичен, тропарь, акафист), а также преобразованные вкрапления таких жанровых форм как видение, чудо, исповедальная и покаянная молитвы и др.
Литература:
1. Св. Дмитрий Ростовский. Успенская драма. Санкт Петербург: Аксион эстин. 2009. URL: www.axion.org.ru

2. Святитель Дмитрий Ростовский. Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии/ Подготовкак текста и коммент. М. А Федотовой. Научный альманах «Чернiгiвськi Афiни». Випуск I. Чернигов: Вера и жизнь. 2013. 96 с. URL: https://dimitryrostovsky.ru/research/knigi-chuda-presvjatoj-i-preblagoslovennoj-devy-marii-i-runo-oroshennoe-sochinenija-svjatitelja-dimitrija-mitropolita-rostovskogo-i-jaroslavskogo
3
. Царство Натури людской. Драматична література XVII – поч. XVIII ст. // Хрестоматія давньої українськой літератури; упор. О.І.Білецький. Вид. 3. Київ: Рад. школа. 1967. С. 263286. [Электронный ресурс]. URL: http://litopys.org.ua/biletso/bilo16.htm 4. Dialog o Drzewie Żywota // Dramatu staropolsrie. Antologia, w 6 t; оprac. J.Lewańskim. Т. 4.Warszawa. 1959. S. 421–460.
Literature:
1. St. Dmitry Of Rostov. Assumption drama. Saint Petersburg: Axion Estin. 2009. URL: www.axion.org.ru

2. St. Dmitry Of Rostov. Miracles of the most holy and Most Blessed Virgin Mary/ preparation of the text and comment. M. A. Fedotova. Scientific Almanac "Chernihiv Athens". Issue I. Chernihiv: faith and life. 2013. 96 P. URL: https://dimitryrostovsky.ru/research/knigi-chuda-presvjatoj-i-preblagoslovennoj-devy-marii-i-runo-or...

3. The Kingdom of human nature. Dramatic literature of the XVII-early XVIII centuries / / textbook of ancient Ukrainian literature; emphasis. O. I. Biletsky. View. 3. Kiev: Rad. school. 1967. pp. 263–286. [electronic resource]. URL: http://litopys.org.ua/biletso/bilo16.htm 
4. Dialogue about the Tree of life / / drama staropolsrie. Anthology, in 6 volumes; op. J.Lewanski. Т. 4.Warsaw. 1959. Pp. 421–460.