Жанровые источники пьесы Димитрия Ростовского «Успенская драма» («Комедия на успение Богородицы»)
Татьяна Петровна Плахтий
Докладчик
старший преподаватель
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
онлайн
2023-03-16
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые
слова: полижанровая драматическая форма; нарративные стратегии; духовная драма; экфрасис.
АННОТАЦИЯ
В данном исследовании пьеса Димитрия Ростовского «Успенская драма» («Комедия на успение Богородицы») рассматривается как полижанровая драматическая форма. Автором доклада выявляются сюжетно-тематические и жанровые источники пьесы, анализируется специфика наррации в духовной драме.
Keywords: multi-genre dramatic form; narrative strategies; spiritual drama; ecphrasis.
ABSTRACT
In this study, Dimitri Rostovsky's play "Assumption Drama" ("Comedy for the Assumption of the Virgin") is considered as a multi-genre dramatic form. The author of the article identifies the plot-thematic and genre sources of the play, analyzes the specifics of narrative in spiritual drama.
АННОТАЦИЯ
В данном исследовании пьеса Димитрия Ростовского «Успенская драма» («Комедия на успение Богородицы») рассматривается как полижанровая драматическая форма. Автором доклада выявляются сюжетно-тематические и жанровые источники пьесы, анализируется специфика наррации в духовной драме.
Keywords: multi-genre dramatic form; narrative strategies; spiritual drama; ecphrasis.
ABSTRACT
In this study, Dimitri Rostovsky's play "Assumption Drama" ("Comedy for the Assumption of the Virgin") is considered as a multi-genre dramatic form. The author of the article identifies the plot-thematic and genre sources of the play, analyzes the specifics of narrative in spiritual drama.
Тезисы
Текст пьесы Димитрия Ростовского «Успенская
драма» («Комедия на успение Богородицы») сохранился в списках XVIII века [Ростовский 2009]. В основу пьесы ее автор положил библейскую
легенду о сновидениях Иакова, минейные сказания о смерти Святой Девы, церковные
богородичные песнопения. К перечисленным источникам следует добавить произведения
Д. Ростовского «Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии» и «Руно
орошенное» [Ростовский 2013].
В начале первого действия драмы «Комедия
на успение Богородицы» изображается сцена явления Иакову во сне ангелов,
которые сообщают о смерти Богородицы и вознесении ее на небо. Д. Ростовский
подвергает стилизации такие жанровые формы средневековой литературы как видение
и миракль (франц. miracle –
«чудо»). Далее в прения с
пустынником вступает фигура Вести. Заканчивается второе явление тропарем «В
рождестве девство сохранила еси… ». Третье явление 2-го действия пьесы
открывает монолог фигуры Плача церковного. Далее в беседу с фигурой Плача вступают
персонификации Утешение и Вравие (церк.-слав. «финиковая ветвь»). Фигура Плача олицетворяет древнейшую жанровую форму,
генетически связанную с русской народной обрядовой поэзией — плачем-причитанием.
Из песнопений, относящихся к церковному празднику Успения Пресвятой
Богоматери, в пьесе Д. Ростовского «Успенская драма» использованы тропарь («В
рождестве девство сохранила еси…»), акафист («Благодатная, радуйся, с тобой
господь…») и песнопения вечерни («Ангелы, Успение Пречистой видевшие…»).
В
действии втором пьесы «Успенская драма» разрабатывается тема нравоучения
грешника. В явление первом представлен полилог грешника и фигур Совести, Гнева
Божьего, Благоутробия Богородицы, Суда (Божьего), Истины, Извета. В финальном явлении 2-го
действия образ Богородицы представлен символическими
атрибутами, указывающими на ее величие. Эти атрибуты-знамения входят как
составные части в похвалу Богородицы. Д. Ростовский использует
нарратив экфрасиса, подавая
эмблематические изображения священных атрибутов Святой Девы Марии благодаря фигурам
Власти, Митры Церкви, Венца рая, Котвы корабля, Крыльев лествицы, Купины сердца и др.
Как и в моралите «Царство
натуры Людской» [Белецкий
1967: 263 – 286], в драме Д. Ростовского «Комедия на успение Богородицы» описывается
пленение грешника в темнице, с тем отличием,
что в староукраинской драме в роли изгнанницы из рая и пленницы выступает персонификация
Натуры Людской. Эта фигура включена в список действующих лиц пьесы
Д. Ростовского «Рождественская драма». Однако драматург намеренно отказывается
от использования в своих произведениях образов, олицетворяющих темные силы,
определяя тем самым канонический нарратив русской духовной драмы. В то же
время, в пасхальное моралите «Царство
Натуры Людской» включены
такие персонажи. Это властелин ада — Люцифер и его слуги и помощники (Злость, Соблазн, Отчаяние,
Гордость, Смерть). Изображение адских
сил в староукраинском моралите связано с заимствованием традиций западнославянской
драмы. Так, например, в пасхальной старопольской драме неизвестного автора «Диалог
о Древе Жизни» ("Dialog o Drzewie Żywota",
польс.) [Леванский 1959] за душу странствующего
путника борются темные силы – Дьявол и Смерть.
С одной стороны, нарратив пьесы Димитрия Ростовского «Успенская драма» характеризуется
сюжетными и фабульными заимствованиями из более крупных жанровых форм, таких
как «Четьи-Минеи», «Руно орошенное» и др. С другой стороны, драматическое
произведение митрополита является
вариацией богородичного экфрасиса и реализует религиозные установки для зрителя
спектакля, которые заключаются в побуждении к духовному осмыслению библейских
преданий и сакрального действия, отраженного в драме. Прибегая к использованию такой риторической
фигуры как экфрасис, Д. Ростовский уподобляется иконописцу, воспроизводящему
образ Богородицы и сакральный сюжет ее успения. Духовная пьеса Д. Ростовского «Успенская драма»
является полижанровой структурой, которая включает гимнографические произведения
(богородичен, тропарь, акафист), а также преобразованные вкрапления таких жанровых
форм как видение, чудо, исповедальная и покаянная молитвы и др.
Литература:
1. Св. Дмитрий Ростовский. Успенская драма. Санкт Петербург: Аксион эстин. 2009. URL: www.axion.org.ru
2. Святитель Дмитрий Ростовский. Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии/ Подготовкак текста и коммент. М. А Федотовой. Научный альманах «Чернiгiвськi Афiни». Випуск I. Чернигов: Вера и жизнь. 2013. 96 с. URL: https://dimitryrostovsky.ru/research/knigi-chuda-presvjatoj-i-preblagoslovennoj-devy-marii-i-runo-oroshennoe-sochinenija-svjatitelja-dimitrija-mitropolita-rostovskogo-i-jaroslavskogo
3. Царство Натури людской. Драматична література XVII – поч. XVIII ст. // Хрестоматія давньої українськой літератури; упор. О.І.Білецький. Вид. 3. Київ: Рад. школа. 1967. С. 263–286. [Электронный ресурс]. URL: http://litopys.org.ua/biletso/bilo16.htm 4. Dialog o Drzewie Żywota // Dramatu staropolsrie. Antologia, w 6 t; оprac. J.Lewańskim. Т. 4.Warszawa. 1959. S. 421–460.
Literature:
1. St. Dmitry Of Rostov. Assumption drama. Saint Petersburg: Axion Estin. 2009. URL: www.axion.org.ru
2. St. Dmitry Of Rostov. Miracles of the most holy and Most Blessed Virgin Mary/ preparation of the text and comment. M. A. Fedotova. Scientific Almanac "Chernihiv Athens". Issue I. Chernihiv: faith and life. 2013. 96 P. URL: https://dimitryrostovsky.ru/research/knigi-chuda-presvjatoj-i-preblagoslovennoj-devy-marii-i-runo-or...
3. The Kingdom of human nature. Dramatic literature of the XVII-early XVIII centuries / / textbook of ancient Ukrainian literature; emphasis. O. I. Biletsky. View. 3. Kiev: Rad. school. 1967. pp. 263–286. [electronic resource]. URL: http://litopys.org.ua/biletso/bilo16.htm
4. Dialogue about the Tree of life / / drama staropolsrie. Anthology, in 6 volumes; op. J.Lewanski. Т. 4.Warsaw. 1959. Pp. 421–460.
Литература:
1. Св. Дмитрий Ростовский. Успенская драма. Санкт Петербург: Аксион эстин. 2009. URL: www.axion.org.ru
2. Святитель Дмитрий Ростовский. Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии/ Подготовкак текста и коммент. М. А Федотовой. Научный альманах «Чернiгiвськi Афiни». Випуск I. Чернигов: Вера и жизнь. 2013. 96 с. URL: https://dimitryrostovsky.ru/research/knigi-chuda-presvjatoj-i-preblagoslovennoj-devy-marii-i-runo-oroshennoe-sochinenija-svjatitelja-dimitrija-mitropolita-rostovskogo-i-jaroslavskogo
3. Царство Натури людской. Драматична література XVII – поч. XVIII ст. // Хрестоматія давньої українськой літератури; упор. О.І.Білецький. Вид. 3. Київ: Рад. школа. 1967. С. 263–286. [Электронный ресурс]. URL: http://litopys.org.ua/biletso/bilo16.htm 4. Dialog o Drzewie Żywota // Dramatu staropolsrie. Antologia, w 6 t; оprac. J.Lewańskim. Т. 4.Warszawa. 1959. S. 421–460.
Literature:
1. St. Dmitry Of Rostov. Assumption drama. Saint Petersburg: Axion Estin. 2009. URL: www.axion.org.ru
2. St. Dmitry Of Rostov. Miracles of the most holy and Most Blessed Virgin Mary/ preparation of the text and comment. M. A. Fedotova. Scientific Almanac "Chernihiv Athens". Issue I. Chernihiv: faith and life. 2013. 96 P. URL: https://dimitryrostovsky.ru/research/knigi-chuda-presvjatoj-i-preblagoslovennoj-devy-marii-i-runo-or...
3. The Kingdom of human nature. Dramatic literature of the XVII-early XVIII centuries / / textbook of ancient Ukrainian literature; emphasis. O. I. Biletsky. View. 3. Kiev: Rad. school. 1967. pp. 263–286. [electronic resource]. URL: http://litopys.org.ua/biletso/bilo16.htm
4. Dialogue about the Tree of life / / drama staropolsrie. Anthology, in 6 volumes; op. J.Lewanski. Т. 4.Warsaw. 1959. Pp. 421–460.