Амброз Бирс и Владимир Набоков (о рассказах «Случай на мосту через Совиный ручей» и «Катастрофа»)
Андрей Алексеевич Аствацатуров
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2023-03-17
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: Бирс; Набоков; романтизм; детерминизм; интертекстуальность
В докладе будет сделана попытка рассмотреть влияние американского писателя Амброза Бирса на русско-американского писателя Владимира Набокова и выявить скрытые параллели, которые возникают между их рассказами «Случай на мосту через Совиный ручей» и «Катастрофа». Исследовали единодушно отмечают очевидное сходство между этими рассказами — использование приема ложного сюжетного хода. Однако, не ограничиваясь этим, Набоков заимствует у Бирса целую систему образов. Набоков усваивает ряд образов, идущих от Бирса, трансформируя их в своей художественной реальности. Это, прежде всего петля, виселица, которые оборачиваются у Набокова бинтами, стягивающими тело, персонажа, веревкой, на которой качается лампочка и висячим ремнем в трамвае. Образ звезды, моста, молнии также присутствует в обоих рассказах. И, что существенно, оба рассказа содержат мистическое откровение.
В докладе будет сделана попытка рассмотреть влияние американского писателя Амброза Бирса на русско-американского писателя Владимира Набокова и выявить скрытые параллели, которые возникают между их рассказами «Случай на мосту через Совиный ручей» и «Катастрофа». Исследовали единодушно отмечают очевидное сходство между этими рассказами — использование приема ложного сюжетного хода. Однако, не ограничиваясь этим, Набоков заимствует у Бирса целую систему образов. Набоков усваивает ряд образов, идущих от Бирса, трансформируя их в своей художественной реальности. Это, прежде всего петля, виселица, которые оборачиваются у Набокова бинтами, стягивающими тело, персонажа, веревкой, на которой качается лампочка и висячим ремнем в трамвае. Образ звезды, моста, молнии также присутствует в обоих рассказах. И, что существенно, оба рассказа содержат мистическое откровение.
Тезисы
Американский писатель
Амброз Бирс (1842–1914?) и русско-американский писатель Владимир Набоков
(1899–1977) принадлежали к разным поколениям и обладали разным жизненным
опытом. Бирс был воином и журналистом, активно вовлеченным в политические и
экономические турбуленции США, Набоков — профессиональным писателем, преподавателем
литературы и энтомологом. Тем не менее, в их темпераментах, столь различных на
первый взгляд, обнаруживаются и сходства. Прежде всего — поразительная наблюдательность.
Бирс во время Гражданской войны служил топографом, и военная служба
стимулировала его писательское визуальное воображение. Среди персонажей Бирса
часто появляются профессиональные разведчики, зорко наблюдающие за окружающим миром и чувствительные к самым
незначительным деталям. В свою очередь визуальная поэтика Набокова выросла из
его интереса к живописи, который у будущего писателя стал проявляться уже в
детстве, когда он брал уроки живописи у Мстислава Добужинского. Персонажи
Набокова, особенно те, которым он явно симпатизирует, так же, как и персонажи
Бирса, обладают чрезвычайно зорким зрением и природной наблюдательностью.
Переходя к сопоставлению
их рассказов, нам необходимо подчеркнуть некоторое различие в мировидении обоих
авторов. Бирс, сформировавшийся под влиянием напряженных жизненных обстоятельств
(война, коррупция, эпоха неограниченной конкуренции), кальвинистского наследия,
идей социал-дарвинизма, полагал человека сущностно порочным, детерминированным
наследственностью и обстоятельствами, заложником неумолимого рока. Набоков, отрицал
детерминизм, отстаивал идею случая и видел своего персонажа свободно
проживающим судьбу и творчески непредсказуемым. Писатели различаются и в их
отношениях к трансцендентному. У Бирса трансцендентное равнодушно или враждебно
субъекту, и судьба непременно жестока. У Набокова трансцендентное проникнуто
любовью к человеку, ни в коем случае не враждебно ему, хотя порой насмешливо и
иронично по отношению к нему.
Критики, как правило,
отмечают связь знаменитого рассказа Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей»
(1890) и раннего рассказа Набокова «Катастрофа» (1924), подчеркивая, что
рассказы объединяет прием ложного сюжетного хода. Однако сходства между этими
рассказами этим единственным приемом не исчерпываются. Набоков заимствует у Бирса
ряд ключевых образов и их трансформирует в своем рассказе.
Оба автора используют
структуру травелога, характерную для ранних романтических текстов. Их персонажи
совершают путешествие в реальном мире. У Бирса персонаж движется через лес
(романтический топос), у Набокова — по берлинским улицам. И оба на определенном
этапе, как это происходит в романтических текстах, переживают мистическое
откровение. Важно и то, что оба персонажа держат в голове образы своих
возлюбленных, которые явно коррелируют с мистическими женскими образами,
возникающими в романтических текстах.
Оба автора похожи тем,
что они стремятся предъявлять концепты, мотивы в виде конкретных, пластичных,
зрительных образов. Наиболее важный для Бирса концепт судьбы реализуется в виде
виселицы, петли на шее Пейтона Факуэра (главный герой рассказа «Случай…») и веревки,
стягивающей его руки за спиной. Судьба неодолима, и персонаж своего воображения,
обязательно умрет на виселице. В рассказе Набокова «Катастрофа» эти образы
откликаются бинтами, стягивающими тело Марка Штандфусса, лежащего на
операционном столе и лампы, качающейся на шнурке над его головой («Марк лежал
забинтованный, исковерканный, лампа не качалась больше»). Кроме того, в
качестве своеобразного отклика петли в рассказе «Катастрофа» выступает галстук,
который Марк завязывает на свой руке, а также висячий ремень в трамвае, за
который хватается персонаж Набокова
Концепт судьбы у Бирса реализуется
и как аудиовизуальный комплекс, сочетающий зрительные и слуховые образы. В
«Случае…» Пейтон Факуэр слышит звук, подобный удару молота и похоронному звону
по своей жизни, который мешает ему сосредоточиться на мысли о жене и детях. Это
удары судьбы, отсчитывающие его последние минуты. Затем Пейтон Факуэр падает с
моста и раскачивается под ним «как гигантский маятник», символически совпав со
своей судьбой. Набоков в «Катастрофе» использует тот же аудиовизуальный
комплекс, несколько перерабатывая его. Обреченный судьбой Марк Штандфусс,
поднимаясь по лестнице, роняет тросточку, и она прыгает вниз по ступенькам с
ритмичным деревянным стуком.
Своеобразным проводником, освещающим путь, визуальным знаком перехода в иной мир часто выступает звезда. У Бирса звезды показываются на небе, когда его персонаж идет через мрачный лес. Звезды (судьба) явно враждебны герою, он чувствует в их странном расположении зловещий смысл. Рассказ Набокова открывается образом звезды, бенгальской искры, которая бежит по проводам. Здесь образ содержит намек на Рождественскую звезду, которая не враждебна, а дарит надежду на возрождение. Другим образом, визуализирующим переход персонажа в иной мир, выступает в рассказах Бирса и и Набокова мост. У Бирса мост примитивная машина казни и одновременно образ, стягивающий все стихии: землю, воду, воздух и огонь. В рассказе Набокова также появляется мост, и он также является визуальной фигурой, стягивающей все стихии.
Наконец, в обоих рассказах возникает мистическое озарение персонажей. У Бирса в эпизоде, где герой выбирается на берег, а у Набокова — после того как герой попадает под автобус. В случае Бирса мы имеем дело с пародийным эпизодом, сочетающим романтические штампы. Мистическое озарение, райское видение, иронически подсказывает персонажу, что он умер и находится в Раю. У Набокова похожий эпизод также содержит цитаты из романтической поэзии (Тютчев, Кольридж) и определенную иронию, но он свидетельствует о пробуждении в персонаже визуального воображения, о его возрождении.
Итапк, можно заключить, что рассказ Бирса стал для Набокова важнейшим текстом, подсказавшим ему ряд образов.
Своеобразным проводником, освещающим путь, визуальным знаком перехода в иной мир часто выступает звезда. У Бирса звезды показываются на небе, когда его персонаж идет через мрачный лес. Звезды (судьба) явно враждебны герою, он чувствует в их странном расположении зловещий смысл. Рассказ Набокова открывается образом звезды, бенгальской искры, которая бежит по проводам. Здесь образ содержит намек на Рождественскую звезду, которая не враждебна, а дарит надежду на возрождение. Другим образом, визуализирующим переход персонажа в иной мир, выступает в рассказах Бирса и и Набокова мост. У Бирса мост примитивная машина казни и одновременно образ, стягивающий все стихии: землю, воду, воздух и огонь. В рассказе Набокова также появляется мост, и он также является визуальной фигурой, стягивающей все стихии.
Наконец, в обоих рассказах возникает мистическое озарение персонажей. У Бирса в эпизоде, где герой выбирается на берег, а у Набокова — после того как герой попадает под автобус. В случае Бирса мы имеем дело с пародийным эпизодом, сочетающим романтические штампы. Мистическое озарение, райское видение, иронически подсказывает персонажу, что он умер и находится в Раю. У Набокова похожий эпизод также содержит цитаты из романтической поэзии (Тютчев, Кольридж) и определенную иронию, но он свидетельствует о пробуждении в персонаже визуального воображения, о его возрождении.
Итапк, можно заключить, что рассказ Бирса стал для Набокова важнейшим текстом, подсказавшим ему ряд образов.