Происхождение и значение нисбы ‘ibrī «еврей» на основании клинописных и библейских источников 7-5 вв. до н.э.
Адель Владимировна Немировская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
б/н 16
2023-03-15
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
еврей; Библия; Месопотамия; Асархаддон; Ахемениды
На основании анализа клинописных и библейских документов 7-5 вв. до н.э. можно cделать вывод о том, что нисба ‘ibrī (Εβραῖος) — исторически одно из общих обозначений населения Восточного Средиземноморья к западу от Евфрата (< eber nāri / ˁbr nhrh / ˁebär hannåhår Заречье (Заевфратье), которое впервые письменно засвидетельствовано в эпоху ассирийского царя Асархаддона. Топонимика и антропонимика (677 г. — год Аб(и)-рама (Аврама), великого визиря при Асархаддоне), представленная в источниках I тыс. до н. э. (клинописные, библейские), датируется так наз. «длинным 6-м веком» (626–484 гг. до н. э.), т. е. эпохой Нововавилонской державы арамеев-халдеев (цари Набуполассар, Навуходоносор, Набонид) и сменившей ее древнеперсидской державы Ахеменидов. Датированные клинописные документы I тыс. до н. э., упоминающие географическую область Заречье, а также поселение Дом Авра(а)ма, служат историческим основанием для датировки цикла о патриархах.
На основании анализа клинописных и библейских документов 7-5 вв. до н.э. можно cделать вывод о том, что нисба ‘ibrī (Εβραῖος) — исторически одно из общих обозначений населения Восточного Средиземноморья к западу от Евфрата (< eber nāri / ˁbr nhrh / ˁebär hannåhår Заречье (Заевфратье), которое впервые письменно засвидетельствовано в эпоху ассирийского царя Асархаддона. Топонимика и антропонимика (677 г. — год Аб(и)-рама (Аврама), великого визиря при Асархаддоне), представленная в источниках I тыс. до н. э. (клинописные, библейские), датируется так наз. «длинным 6-м веком» (626–484 гг. до н. э.), т. е. эпохой Нововавилонской державы арамеев-халдеев (цари Набуполассар, Навуходоносор, Набонид) и сменившей ее древнеперсидской державы Ахеменидов. Датированные клинописные документы I тыс. до н. э., упоминающие географическую область Заречье, а также поселение Дом Авра(а)ма, служат историческим основанием для датировки цикла о патриархах.
Тезисы
Под термином «нисба»
(nisbe < араб. «отношение, связь») подразумевают обозначение человека
по происхождению (gentilic), прежде всего, из какой-либо местности. Нисба ‘ibrī образована
от сущ. ‘ebär «противоположный берег реки, Заречье»,
судя по письменным источникам I тыс. до н.э., представлявшего собой в древности
наименование географической области. Греческая транскрипция Εβραῖος отражает
арамейскую форму той же нисбы с арамейским суффиксом ‑aj. В
клинописных источниках первое письменно засвидетельствованное упоминание
данного топонима находим в тексте закладной призмы царя Ассирии
Асархаддона, который датируется 673 г. до н. э. и посвящен новому зданию
арсенала в Ниневии. Текст содержит отчет о военно-политических успехах Ассирии
на Западе (eber nāri = māt Ḫatti — Сиро-Палестинский регион) в 677–676 гг. [Leichty E. The Royal Inscriptions of Esarhaddon, King
of Assyria (680–669 BC). Winona Lake, 2011; p.23–24]. Крупнейшая административная
область древнеперсидской империи Ахеменидов
(сатрапия) называлась ebir nāri “(Вавилон-и-)Заречье/Заевфратье”.
Во многих клинописных документах 6-нач. 5 вв. до н.э. времени правления
Кира II (559-530 гг.), Камбиза (529–522 гг.) и
Дария I (521–486 гг.) упоминается перс Гобрий,
являвшийся сатрапом сатрапии "Вавилония‑и‑Заречье”. Эта же
сатрапия ˁbr nhrh / ˁbr nhrˀ (арам.)
многократно упоминается в библейских источниках ахеменидского времени: кн.Ездры
(Ezr 4:10, 11, 16, 17, 20; 5:3, 6; 6:6, 8, 13; 7:21, 25) [Дандамаев М.А.
Месопотамия и Иран в VII–IV вв. до н. э.: социальные институты и
идеология. СПб., 2009; The Assyrian Dictionary of the
Univ. of Chicago, E. P.8; Röllig W. Transeuphratene // RlA. Bd.14,
S.112–113]. Поселение Bīt‑Abī‑râm «Дом
Аврама», а также река/канал nāru ša Abī‑râm «Канал
Аврама» (южнее г. Ниппура в Южной Месопотамии) упоминаются в
хозяйственном документе (расписка о возврате
долга по ячменю), составленном в поселении Bīt‑Abī‑râm в 5-й
день 1-го месяца, 1-го года Кира, царя (всех) стран (538 г.) [CUSAS 28].
Кроме того хозяйственных документы с упоминанием поселения «Дом Аврама» и
«Канала Аврама» датированы 6-м и 22-м годом (515
и 499 гг.) Дария, царя
Вавилона-и-стран [Joannes, Lemaire, RA 90
(1996), no 1, 5, 6]. Помимо этого, судя по клинописным документам 6
в. до н.э., в округе южномесопотамского города Ниппура существовало поселение
"Город иудеев" (акк. ālu ša yahūdāya), или
"Иудея-град" (акк. ālu (ša) Yahūdū) [Pearce L., Wunsch C. Documents of Judean Exiles and West Semites in Babylonia in the Collection of D.Sofer. CDL Press,
2014; Magdalene F.R., Wunsch C., Wells B. Fault, Responsibility, and Administrative Law in late Babylonian Legal Texts. Pennsylvania,
2019]. Что касается библейских
контекстов, смысл обозначения протагониста кн.Бытие Авра(а)м-ˁibrī — не в том, что он будто бы «первый еврей» (распространено в библейских
комментариях), а в том, что он ‘Аврам-заречный’ (Быт 14:13
/ LXX τῷ περάτῃ) и назван так по происхождению «из Еверовых (bəne ‘ebär)»
(Быт. 10:21; 11), т. е. заречных/заевфратских арамеев (Втор. 26:5).
Его родина: ’ǎram nahǎrajim ‘Арам Двуречья’
(Быт 24:10 / LXX εἰς τὴν Μεσοποταμίαν), или ‘ebär hannåhår /
Πέραν τοῦ ποταμοῦ ‘Заречье’ (Ис.Нав. 24:2-3). Авраам о женитьбе Исаака
(Быт. 24:2-10): «Заклинаю тебя (богом) Йаху, богом неба и богом земли,
что не возьмешь жену сыну моему из дочерей ханаанея, среди которого я проживаю.
И отправился в Арам Двуречья (греч. εἰς τὴν Μεσοποταμίαν «в
Месопотамию») в город Нахора». Наставления Моисея израильтянам (Втор. 26:5):
«Будешь отвечать перед Йаху, богом твоим: отец (предок) мой — исчезающий
(т.е.кочующий) арамей» (греч. «сириец»). Речь Иисуса Навина перед
израильтянами от лица Бога (Ис.Нав. 24:2-3): «В Заречье обитали предки ваши
издревле: отец ваш Фара, отец ваш Авраам и отец ваш Нахор, и служили другим
богам. И взял я отца (предка) вашего Авраама из Заречья и позволил ему ходить
по всей земле Ханаана и сделал многочисленным семя/потомков его». Кн. Ионы 1:9:
«Чем ты занимаешься (каково твое занятие/профессия), откуда ты идешь, какая
твоя страна и из какого ты народа?». Он (Иона) сказал им: «я ‘ibrī-еврей, я
почитаю Йаху, бога неба, который сделал море и сушу». Здесь
примечательно упоминание божества «Господин/Баал неба», характерное для
финикийских, а в особенности, арамейских источников (в том числе кн.Даниила);
ср. также упоминание «Ваала/господина неба» в вассальном договоре между
Асархаддоном и Ба’лу, царем Тира (676 г. до н.э.) [Parpola S., Watanabe K. Neo-Assyrian Treaties and
Loyalty Oaths. Helsinki Univ. Press, 1988].
Ввиду того,
что в Пятикнижии отсутствуют прямые указания на реальные датировки (в отличие
от ряда книг Писаний и Пророков, содержащих относительную датировку), особое
значение имеют клинописные и библейские источники 7–5 вв. до н. э., которые
позволяют сделать следующие выводы.
Нисба ‘ibrī (Εβραῖος) — исторически одно из общих обозначений населения Восточного Средиземноморья к
западу от Евфрата (< eber nāri / ˁbr nhrh / ˁebär hannåhår «Заречье (Заевфратье)»,
впервые засвидетельствовано в текстах времени ассирийского царя Асархаддона
(676 г. — договор с Тиром, 673 г. — присяга 12 царей Восточного
Средиземноморья).
Топонимика и антропонимика
(677 г. — год Аб(и)-рама (Аврама), великого визиря при
Асархаддоне [PNA 1/I A]), представленная в источниках I тыс. до
н.э. (клинописные, библейские), датируется так наз. «длинным 6-м веком»
(“the long 6th century BCE”, 626-484 гг. до н.э.), т.е.
эпохой Нововавилонской державы арамеев-халдеев (цари Набуполассар,
Навуходоносор, Набонид) и сменившей ее древнеперсидской державы Ахеменидов
(Кир-Корэш, Камбиз, Дарий-Дарьявэш, Ксеркс-Ахашверош).
Датированные клинописные документы 7–5 вв. до н.э., упоминающие географическую область eber nāri Заречье, а также поселение ‘Дом Авра(а)ма’ (Bīt-Abī-râm) обеспечивают хронологическую привязку для датирования библейского цикла о патриархах, прежде всего, о (полулегендарном) родоначальнике этого клана — Авра(а)ме, ср. библейскую отсылку к Заречью (Ис.Нав. 24:2‑3).
Датированные клинописные документы 7–5 вв. до н.э., упоминающие географическую область eber nāri Заречье, а также поселение ‘Дом Авра(а)ма’ (Bīt-Abī-râm) обеспечивают хронологическую привязку для датирования библейского цикла о патриархах, прежде всего, о (полулегендарном) родоначальнике этого клана — Авра(а)ме, ср. библейскую отсылку к Заречью (Ис.Нав. 24:2‑3).