LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Происхождение и значение нисбы ‘ibrī «еврей» на основании клинописных и библейских источников 7-5 вв. до н.э.

Адель Владимировна Немировская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

б/н 16
2023-03-15
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

еврей; Библия; Месопотамия; Асархаддон; Ахемениды

На основании анализа клинописных и библейских документов 7-5 вв. до н.э. можно cделать вывод о том, что нисба ‘ibrī (Εβραῖος)  исторически одно из общих обозначений населения Восточного Средиземноморья к западу от Евфрата (< eber nāri / ˁbr nhrh / ˁebär hannåhår Заречье (Заевфратье), которое впервые письменно засвидетельствовано в эпоху ассирийского царя Асархаддона. Топонимика и антропонимика (677 г.  год Аб(и)-рама (Аврама), великого визиря при Асархаддоне), представленная в источниках I тыс. до н. э. (клинописные, библейские), датируется так наз. «длинным 6-м веком» (626484 гг. до н. э.), т. е. эпохой Нововавилонской державы арамеев-халдеев (цари Набуполассар, Навуходоносор, Набонид) и сменившей ее древнеперсидской державы Ахеменидов. Датированные клинописные документы I тыс. до н. э., упоминающие географическую область Заречье, а также поселение Дом Авра(а)ма, служат историческим основанием для датировки цикла о патриархах.

Тезисы

Под термином «нисба» (nisbe < араб. «отношение, связь») подразумевают обозначение человека по происхождению (gentilic), прежде всего, из какой-либо местности. Нисба ‘ib образована от сущ. ‘ebär «противоположный берег реки, Заречье», судя по письменным источникам I тыс. до н.э., представлявшего собой в древности наименование географической области. Греческая транскрипция Εβραῖος отражает арамейскую форму той же нисбы с арамейским суффиксом ‑aj. В клинописных источниках первое письменно засвидетельствованное упоминание данного топонима находим в тексте закладной призмы царя Ассирии Асархаддона, который датируется 673 г. до н. э. и посвящен новому зданию арсенала в Ниневии. Текст содержит отчет о военно-политических успехах Ассирии на Западе (eber nāri = māt Ḫatti — Сиро-Палестинский регион) в 677–676 гг. [Leichty E. The Royal Inscriptions of Esarhaddon, King of Assyria (680–669 BC). Winona Lake, 2011; p.2324]. Крупнейшая административная область  древнеперсидской империи Ахеменидов (сатрапия) называлась ebir nāri “(Вавилон-и-)Заречье/Заевфратье”. Во многих клинописных документах 6-нач. 5 вв. до н.э. времени правления Кира II (559-530 гг.), Камбиза (529–522 гг.) и Дария I (521–486 гг.) упоминается перс Гобрий, являвшийся сатрапом сатрапии "Вавилония‑и‑Заречье”. Эта же сатрапия ˁbr nhrh / ˁbr nhrˀ (арам.) многократно упоминается в библейских источниках ахеменидского времени: кн.Ездры (Ezr 4:10, 11, 16, 17, 20; 5:3, 6; 6:6, 8, 13; 7:21, 25) [Дандамаев М.А. Месопотамия и Иран в VII–IV вв. до н. э.: социальные институты и идеология. СПб., 2009; The Assyrian Dictionary of the Univ. of Chicago, E. P.8; Röllig W. Transeuphratene // RlA. Bd.14, S.112–113]. Поселение Bīt‑Abī‑râm «Дом Аврама», а также река/канал nāru ša Abī‑râm «Канал Аврама» (южнее г. Ниппура в Южной Месопотамии) упоминаются в  хозяйственном документе (расписка о возврате долга по ячменю), составленном в поселении Bīt‑Abī‑râm в 5-й день 1-го месяца, 1-го года Кира, царя (всех) стран (538 г.)  [CUSAS 28]. Кроме того хозяйственных документы с упоминанием поселения «Дом Аврама» и «Канала Аврама» датированы 6-м и 22-м годом (515 и 499 гг.) Дария, царя Вавилона-и-стран [Joannes, Lemaire, RA 90 (1996), no 1, 5, 6]. Помимо этого, судя по клинописным документам 6 в. до н.э., в округе южномесопотамского города Ниппура существовало поселение "Город иудеев" (акк. ālu ša yahūdāya), или "Иудея-град" (акк. ālu (ša) Yahūdū) [Pearce L., Wunsch C. Documents of Judean Exiles and West Semites in Babylonia in the Collection of D.Sofer. CDL Press, 2014; Magdalene F.R., Wunsch C., Wells B. Fault, Responsibility, and Administrative Law in late Babylonian Legal Texts. Pennsylvania, 2019]. Что касается библейских контекстов, смысл обозначения протагониста кн.Бытие Авра(а)м-ˁibrī  не в том, что он будто бы «первый еврей» (распространено в библейских комментариях), а в том, что он Аврам-заречный’ (Быт 14:13 / LXX τῷ περάτῃ) и назван так по происхождению «из Еверовых (bəne ‘ebär)» (Быт. 10:21; 11), т. е. заречных/заевфратских арамеев (Втор. 26:5). Его родина: ’ǎram nahǎrajim ‘Арам Двуречья’ (Быт 24:10 / LXX εἰς τὴν Μεσοποταμίαν), или ‘ebär hannåhår / Πέραν τοῦ ποταμοῦ ‘Заречье’ (Ис.Нав. 24:2-3). Авраам о женитьбе Исаака (Быт. 24:2-10): «Заклинаю тебя (богом) Йаху, богом неба и богом земли, что не возьмешь жену сыну моему из дочерей ханаанея, среди которого я проживаю. И отправился в Арам Двуречья (греч. εἰς τὴν Μεσοποταμίαν «в Месопотамию») в город Нахора». Наставления Моисея израильтянам (Втор. 26:5): «Будешь отвечать перед Йаху, богом твоим: отец (предок) мой  исчезающий (т.е.кочующий) арамей» (греч. «сириец»). Речь Иисуса Навина перед израильтянами от лица Бога (Ис.Нав. 24:2-3): «В Заречье обитали предки ваши издревле: отец ваш Фара, отец ваш Авраам и отец ваш Нахор, и служили другим богам. И взял я отца (предка) вашего Авраама из Заречья и позволил ему ходить по всей земле Ханаана и сделал многочисленным семя/потомков его». Кн. Ионы 1:9: «Чем ты занимаешься (каково твое занятие/профессия), откуда ты идешь, какая твоя страна и из какого ты народа?».  Он (Иона) сказал им: «я ‘ibrī-еврейя почитаю Йаху, бога неба, который сделал море и сушу». Здесь примечательно упоминание божества «Господин/Баал неба», характерное для финикийских, а в особенности, арамейских источников (в том числе кн.Даниила); ср. также упоминание «Ваала/господина неба» в вассальном договоре между Асархаддоном и Ба’лу, царем Тира (676 г. до н.э.) [Parpola S., Watanabe K. Neo-Assyrian Treaties and Loyalty Oaths. Helsinki Univ. Press, 1988]. Ввиду того, что в Пятикнижии отсутствуют прямые указания на реальные датировки (в отличие от ряда книг Писаний и Пророков, содержащих относительную датировку), особое значение имеют клинописные и библейские источники 7–5 вв. до н. э., которые позволяют сделать следующие выводы. Нисба ‘ibrī (Εβραῖος)  исторически одно из общих обозначений населения Восточного Средиземноморья к западу от Евфрата (< eber nāri ˁbr nhrh / ˁebär hannåhår «Заречье (Заевфратье)», впервые засвидетельствовано в текстах времени ассирийского царя Асархаддона (676 г. — договор с Тиром, 673 г. — присяга 12 царей Восточного Средиземноморья). Топонимика и антропонимика (677 г. — год Аб(и)-рама (Аврама), великого визиря при Асархаддоне [PNA 1/I A]), представленная в источниках I тыс. до н.э. (клинописные, библейские), датируется так наз. «длинным 6-м веком» (“the long 6th century BCE”, 626-484 гг. до н.э.), т.е. эпохой Нововавилонской державы арамеев-халдеев (цари Набуполассар, Навуходоносор, Набонид) и сменившей ее древнеперсидской державы Ахеменидов (Кир-Корэш, Камбиз, Дарий-Дарьявэш, Ксеркс-Ахашверош). 
Датированные клинописные документы 7
5 вв. до н.э., упоминающие географическую область eber nāri Заречье, а также поселение ‘Дом Авра(а)ма’ (Bīt-Abī-râm) обеспечивают хронологическую привязку для датирования библейского цикла о патриархах, прежде всего, о (полулегендарном) родоначальнике этого клана — Авра(а)ме, ср. библейскую отсылку к Заречью (Ис.Нав. 24:2‑3).